Образец для цитирования:

Марков Б. В. Человек и общество в цифровую эпоху // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Психология. Философия. Педагогика. 2020. Т. 20, вып. 2. С. 143-148. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2020-20-2-143-148


Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Рубрика: 
УДК: 
141.319.8
Язык публикации: 
русский

Человек и общество в цифровую эпоху

Новые медиакоммуникации отрывают людей от связи с почвой и историей, с производством и классовой борьбой. Общество превращается в гигантскую инсталляцию, где в игровой и вместе с тем в гиперреальной форме сосуществуют и конфликтуют самые разнообразные сообщества со своими правилами игры. Все это заставляет пересмотреть основные понятия социальной философии. Несмотря на рост благосостояния, отчуждение не исчезает, а, наоборот, получает новые формы. Во-первых, уже не труд, а потребление становится мотором экономики; во-вторых, характер труда изменился. Интернет – это средство труда и развлечения. Трудно сказать о времени, которое некоторые проводят, сидя по ночам у экрана: является оно рабочим или, напротив, свободным. И все же не стоит спешить с утверждением об окончании эпохи капитализма, который якобы плавно переходит к демократическому социализму. Наоборот, рынок освоил то, куда раньше не проникал. Потребление и развлечение – это сегодня чуть ли не главный сегмент рынка. Очевидно, что сидящие в социальных сетях люди заняты производством общества и по-прежнему сами себе куют «золотые цепи».

Литература

1. Хабермас Ю. Структурное изменение публичной сферы. Исследования относительно категории буржуазного общества. М. : Весь мир, 2016. 424 с.
2. Элиас Н. О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования. М. ; СПб. : Университетская книга, 2001. Т. 1. 324 с.
3. Луман Н. Самоописания. М. : Логос, 2009. 320 с.
4. Устьянцев В. Б. Топосы современного социума : рефлексия путей информатизации // Изв. Сарат. унта. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 19, вып. 4. С. 403–407. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2019-19-4-403-407
5. Федоров И. Б., Еркович С. П., Коршунов С. В. Высшее профессиональное образование : мировые тенденции (социальный и философский аспекты). М. : Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1998. 368 с.
6. Боуэн Уильям Г. Высшее образование в цифровую эпоху / пер. с англ. Д. Кралечкина ; под науч. ред. А. Смирнова. М. : Изд. домВысшей школыэкономики, 2018. 224 с.
7. Философия творчества. Ежегодник. Вып. 4, 2018: Лики творчества в многобразии социокультурных практик / под ред. Н. М. Смирновой, И. А. Бесковой. М. : ИИнтеЛЛ, 2018. 422 с.
8. Соколова Н. Л. Популярная культура Web 2.0 : к картографии современного медиаландшафта. Самара : Самарский ун-т, 2009. 204 с.
9. Папаяни Ф. А. Имперское будущее России. Противоборство идеологических проектов XIX–XX вв. М. : Русская цивилизация, 2019. 560 с.
10. Слотердайк П., Хайнрихс Г.-Ю. Солнце и смерть : Диалогические исследования. СПб. : Изд-во Ивана Лимбаха, 2015. 608 c.
11. Варандж (Френсис Паркер Йоки). Imperium. Философия истории и политики. СПб. : Русский Мiр, 2017. 543 с.

Статус: 
одобрено к публикации
Краткое содержание (PDF): 
Текст в формате PDF: