Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


образование

Аксиологические проблемы образования в современной науке

Введение. Современное российское общество столкнулось с серьезными вызовами и угрозами, требующими переосмысления ценностных приоритетов на основании традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Данная ситуация актуализирует необходимость анализа аксиологических проблем образования, решение которых могло бы оказать существенное влияние на сохранение духовной безопасности России, ведь именно образование оказывает ключевое воздействие на процесс становления и развития личности. Теоретический анализ.

ОСНОВНЫЕ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ МУЗЕЙНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ «ДИАЛОГ КУЛЬТУР “ВОСТОК-ЗАПАД”» В ЦЕНТРЕ-МУЗЕЕ ИМЕНИ Н. К. РЕРИХА

В  статье  раскрывается  значимость  культурно-образовательно-
го потенциала Международного Центра-Музея имени Н. К. Ре- 
риха,  который  недостаточно  востребован  в  современной  си-
стеме  образования.  Идея  Единства  всего  сущего:  человека  и 
Бога, человека и природы, человека и космоса, Востока и За-
пада является ведущей идей художественного, литературного 
и философского творчества Николая Рериха. Автором сформу-
лированы  основные  мировоззренческие  и  методологические 

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ВЗАИМОСВЯЗИ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ (Статья отозвана редколлегией 30.09.2021)

Статья посвящена анализу основных характеристик и взаимосвязей народной культуры. В условиях возрастания социальных и культурных рисков, активного продвижения электронно-компьютерной  культуры нарушается  связь  между  поколениями, ослабевает национальная и культурная идентичность человека. Народная культура обладает следующими основными характеристиками:  неоднородностью  и  открытостью,  динамизмом  и синкретизмом, стабильностью и диалогизмом, взаимосвязью и дополнительностью.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВЕННАЯ ИНИЦИАТИВА В ДЕЛЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПРОМЫШЛЕННЫХ КАДРОВ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ

Статья посвящена историко-педагогической проблеме взаимодействия правительствен-
ных и общественных структур в сфере народного образования в дореволюционной Рос-
сии. В ней раскрываются основные тенденции государственной политики в области под-
готовки промышленных кадров – охранительная, сословная и продворянская. Определены 
конкретные направления деятельности обществ и организаций, товариществ ученых, пе-
дагогов, передовой промышленной интеллигенции, съездов и совещаний, педагогической 

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ МАКСА ШЕЛЕРА: ПОЛИТИКА И ОБРАЗОВАНИЕ

Статья  посвящена  анализу  политических,  этических  и  педаго-
гических  оснований  бытия  человека  в  социальной  философии 
М. Шелера. Являясь по своей сути антропологической, эта фило-
софия  направлена  на  историческое  восприятие  европейского 
общества  в  его  социально-феноменологическом  измерении. 
Понятия «человек», «жизнь», «политика», «война», «образование»  
раскрывают социально-политические истоки антропологического 
поворота Шелера в философии. Речь идет о необходимости рас-

ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

Статья посвящена социально-философскому анализу образования методом герменевтики. Раскрывается сложность и многоаспектность герменевтической парадигмы образования. Она включает в себя традицию и память, науку и историю, жизненный мир и социальные институты. Подчеркивается, что историческое развитие образования связано с изменением ценности природного и социального, политического и нравственного. В философии В. Дильтея и М. Хайдеггера образование определяется как важная социаль- ная и культурная форма, в которой соединяются жизнь, наука и история.

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ В ОБРАЗОВАНИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

1–2 ноября 2007 г. на базе факультета педагогики, психологии и начального образования Педагогического института Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского по инициативе кафедры психологии образования состоялась Международная научная конференция «Социальная психология в образовании: проблемы и перспективы», посвященная 30-летию факультета и 100-летию Саратовского государственного университета.

МОЛОДЕЖЬ, ОБРАЗОВАНИЕ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ ТРУДА: ТЕНДЕНЦИИ И ПРОТИВОРЕЧИЯ

Статья посвящена анализу проблемы интеграции молодежи в экономические процессы. Внимание фокусируется на тенденции интеллектуализации труда и новых требованиях, предъявляемых к общему рынку людей. Запрос современной экономики на интеллектуальный ресурс вывел на передний план критерии образования, профессиональной компетенции, творческого потенциала.

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ

26?27 октября 2010 года на базе факультета педагогики, психологии и начального образования Педагогического института Саратовского государственного университета по инициативе кафедры психологии образования состоялась Международная научная конференция «Проблемы и перспективы социальной психологии образования», посвященная 105-летию со дня рождения доктора психологических наук профессора И.В. Страхова.

Г.О. ГОРДОН: СУДЬБА И ФИЛОСОФСКОЕ ТВОРЧЕСТВО

В статье проводится анализ архивных материалов, связанных с именем русского неокантианца Гавриила Гордона. Детально исследуются его воспоминания, связь с Московским и Марбургским университетами, ситуация в академической среде конца XIX - начала XX вв

 

Страницы