образование

Риски религиозной социализации в условиях постсекулярного общества

Статья представляет собой поиск эффективных шагов минимизации межконфессиональной напряженности. Авторами раскрывается сущность процесса традиционного приобщения к религии в условиях современной информационной среды. Цифровые технологии, с одной стороны, расширяют горизонты возможного, а с другой стороны, личность отрывается от природной коммуникации, в результате чего нарушается внутренняя система духовных ориентиров. И тогда чувственный мир человека легко переключается на другой тип общения в силу его природной потребности в сочувствии и заботе – виртуальное общение.

Ответственность как качество личности: сущность, формирование, значение

В статье раскрывается значение ответственности для обеспечения безопасной окружающей человека среды. Поднятая проблема обусловлена противоречием между потребностью людей в безопасности и невозможностью ее во многих случаях удовлетворить из-за ненадлежащего выполнения работниками своих должностных обязанностей. Цель статьи –наметить способы решения указанного противоречия педагогическими средствами. Методологическую основу проведенного изыскания составляют системный, деятельностный, субъект-субъектный подходы.

Образовательный аспект пространства памяти

В статье с позиций идеальной сферы человека представлен философский анализ пространства памяти и роли воспоминаний в формировании ценностных установок. Фокус анализа направлен на коммуникацию молодых людей с близкими – участниками войны. Такое взаимодействие – по существу иррациональный акт, определяющий специфику последующего отношения к историческим событиям и закладывающий основы идентичности. Экзистенциальный смысл этого акта определен антропологическими качествами человека, в том числе механизмом его памяти.

Человек и общество в цифровую эпоху

Новые медиакоммуникации отрывают людей от связи с почвой и историей, с производством и классовой борьбой. Общество превращается в гигантскую инсталляцию, где в игровой и вместе с тем в гиперреальной форме сосуществуют и конфликтуют самые разнообразные сообщества со своими правилами игры. Все это заставляет пересмотреть основные понятия социальной философии. Несмотря на рост благосостояния, отчуждение не исчезает, а, наоборот, получает новые формы. Во-первых, уже не труд, а потребление становится мотором экономики; во-вторых, характер труда изменился.

Рискогенность образования и социокультурный потенциал общества в условиях цифровизации

Объектом исследования авторов выступает современное общество, в котором цифровизация инициирует бесконечную смену ситуаций, производных от развития информационно-технологической среды. Цифровизация трансформирует системные социальные процессы, локальные практики и такую стратегически важную сферу, как образование, наиболее чувствительную к состоянию неопределенности. Поскольку неопределенность порождает экзистенциальные риски при исследовании рискогенности образования, возникает потребность в антропологическом подходе к анализу повседневности.

Клиповое мышление в контексте образовательных практик: социально-философский анализ

В статье анализируется клиповое мышление как феномен информационного общества. Цель – определить степень влияния глобальной компьютеризации на качество образовательного процесса и выявить оптимальные способы задействования клипового мышления в нем. Зависимость человека от информационных гаджетов влияет на его аналитические способности, в результате чего он перестает глобально мыслить и анализировать большие объемы важной информации.

ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ: СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ ПОНЯТИЙ

Статья посвящена теоретической разработке понятий, значимых для построения оптимальной модели социализации молодежи в транзитивный период российского общества. Обосновывается сходство и различие процессов, нацеленных на развитие чело-
века, а также определяется сущность понятия «образование» как универсального. Исходя из интерпретации «широкого» и «узкого» представлений о феномене образования в рамках его функциональности, рассмотрены понятия «воспитание» и «со-
циализация», характеризующие специфические стороны этого феномена.

О РИТОРИКЕ КРИЗИСА В ДЕЛЕ ФИЛОСОФИИ

В статье обсуждается тема кризиса современной философии. Эта тема представлена в качестве особой кризисной риторики, которую не интересует философия. Риторике противопоставляется тема философствования как способа ускользания от навязанных извне риторических приемов. В итоге делается попытка определить особый способ существования философии и философа.

Г.О. ГОРДОН: СУДЬБА И ФИЛОСОФСКОЕ ТВОРЧЕСТВО

В статье проводится анализ архивных материалов, связанных с именем русского неокантианца Гавриила Гордона. Детально исследуются его воспоминания, связь с Московским и Марбургским университетами, ситуация в академической среде конца XIX - начала XX вв

 

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ

26−27 октября 2010 года на базе факультета педагогики, психологии и начального образования Педагогического института Саратовского государственного университета по инициативе кафедры психологии образования состоялась Международная научная конференция «Проблемы и перспективы социальной психологии образования», посвященная 105-летию со дня рождения доктора психологических наук профессора И.В. Страхова.

Страницы