Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Серегина Е. С. Аксиологические проблемы образования в современной науке // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2024. Т. 24, вып. 2. С. 172-175. DOI: 10.18500/1819-7671-2024-24-2-172-175, EDN: GALAJT

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 16)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
[37.014+316.752](470+571)
EDN: 
GALAJT

Аксиологические проблемы образования в современной науке

Авторы: 
Серегина Екатерина Сергеевна, Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА)
Аннотация: 

Введение. Современное российское общество столкнулось с серьезными вызовами и угрозами, требующими переосмысления ценностных приоритетов на основании традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Данная ситуация актуализирует необходимость анализа аксиологических проблем образования, решение которых могло бы оказать существенное влияние на сохранение духовной безопасности России, ведь именно образование оказывает ключевое воздействие на процесс становления и развития личности. Теоретический анализ. Современная образовательная деятельность сталкивается с рядом проблем, имеющих под собой аксиологические основания: отсутствие единой и четкой системы ценностей в сфере образования, недостаточное внимание к моральным и этическим аспектам воспитания, гуманизация образования. Заключение. Решение указанных проблем можно найти в развитии аксиологической теории, способствующей формированию и поддержанию устойчивости мировоззренческой системы. Фундаментальными принципами данной системы, во-первых, выступает признание ценности человека как личности, во-вторых – воспитанность, которая базируется на идее приоритетности общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Необходимо концептуальное переосмысление системы образования с учетом главенства традиционных духовно-нравственных ценностей, присущих российской культуре.

Список источников: 
  1. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. М. : Республика, 2001. 719 с.
  2. Ушинский К. Д. О нравственном элементе в русском воспитании // Ушинский К. Д. Собрание сочинений : в 11 т. Т. 2 : Педагогические статьи 1857–1861 гг. М. ; Л : Академия педагогических наук РСФСР, 1948. С. 425–488.
  3. Рахматуллина З. Я. «Знания без воспитания – меч в руках сумасшедшего» (о духовном воспитании современной молодежи) // Вестник Башкирского университета. 2009. Т. 14, № 3-1. С. 1217–1221.
  4. Сергей Кабышев: традиционные ценности – основа образования // Справедливая Россия – Патриоты – за правду. URL: https://spravedlivo.ru/13918310 (дата обращения: 03.05.2024).
  5. Колесникова И. А. О критериях гуманизации образования // Гуманизация образования: Теория. Практика. СПб. : СПГУПМ, 1994. С. 37–45.
  6. Ушинский К. Д. «Три элемента школы» (1857) // Ушинский К. Д. Собрание сочинений : в 11 т. Т. 2 : Педагогические статьи 1857–1861 гг. М. : Академия педагогических наук РСФСР, 1948. С. 42–68.
Поступила в редакцию: 
19.04.2024
Принята к публикации: 
02.05.2024
Опубликована: 
28.06.2024