Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Грицай Л. А. Направления родительского воспитания детей в наследии русских просветителей XVIII века // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2022. Т. 22, вып. 3. С. 333-338. DOI: 10.18500/1819-7671-2022-22-3-333-338

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 34)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
37.03

Направления родительского воспитания детей в наследии русских просветителей XVIII века

Авторы: 
Грицай Людмила Александровна, Рязанский государственный университет им. С. А. Есенина
Аннотация: 

Введение. В статье анализируются педагогические идеи, появившиеся в России во второй половине XVIII в., которые привели к созданию разных представлений о сути воспитания детей в семье. Научная проблема исследования исходит из необходимости определения особенностей родительского воспитания в педагогическом наследии Русского Просвещения. Целью исследования является изучение сути родительского воспитания в трудах представителей разных педагогических направлений указанного периода. Теоретический анализ. Сравнительный анализ оригинальных сочинений таких малоизученных авторов XVIII в., как В. Т. Золотницкий, Е. Б. Сырейщиков, М. М. Снегирев, А. Т. Болотов, А. П. Сумароков, Г. Н. Теплов, позволяет сделать вывод о том, что в указанный исторический период среди представителей русской интеллигенции велась работа по осмыслению значения родительского воспитания, выявлению основных методов влияния родителей на формирующуюся личность ребенка. Заключение. В работе были определены общие черты позиций изучаемых авторов, а также противоречия, которые позволили выделить два педагогических направления в понимании сути воспитания детей в семье. Это дало возможность прийти к заключению о том, что главным пунктом их противостояния была идея о необходимости создания общенациональной системы воспитания на основе нравственных ценностей или создания элитарной системы воспитания только для дворянских детей.

Список источников: 
  1. Золотницкий В. Т. Наставление сыну. Екатеринослав : Екатеринославская типография, 1796. 44 с.
  2. Сырейщиков Е. Б. Речь о пользе нравоучения при воспитании юношества. М. : Университетская типография Н. Новикова, 1783. 45 с.
  3. Снегирев М. М. Слово о пользе нравственного просвещения. М. : Типография неразборчиво, 1797. 15 с.
  4. Болотов А. Т. Детская философия, или Нравоучительные разговоры между одною госпожею и ея детьми. М. : Печ. при Имп. Моск. ун-те, 1776–1779, XII. 368 с.
  5. Шамедько Н. В. Андрей Тимофеевич Болотов как педагог-просветитель : автореф. дис. … канд. пед. наук. Калининград, 2009. 24 с.
  6. Мазалова М. А. Этапы развития элитного семейного воспитания и домашнего образования в России в XVIII – начале XX века // Научно-педагогическое обозрение. 2020. № 3 (31). С. 151–164. https://doi.org/10.2395/2307-6127-2020-3-151-164
  7. Сумароков А. П. О безбожии и безчеловечии // Полное собрание всех сочинений: в 10 ч. М. : Университетская типография Н. Новикова, 1782. Ч. 10. С. 151–152.
  8. Иванов Д. В. Человековедение А. П. Сумарокова : к философским и психологическим взглядам русского просветителя // Социосфера. 2013. № 4. С. 11–13.
  9. Сумароков А. П. Полное собрание всех сочинений : в 10 ч. М. : Университетская типография Н. Новикова, 1781. Ч. 6. 395 с.
  10. Теплов Г. Н. Наставление сыну. СПб. : При Императорской Академии наук, 1768. 108 с.
Поступила в редакцию: 
11.12.2021
Принята к публикации: 
22.06.2022
Опубликована: 
30.09.2022