Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Рягузова Е. В. От дара Других к дару Другим: социокультурный аспект одаренности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2020. Т. 20, вып. 2. С. 180-187. DOI: 10.18500/1819-7671-2020-20-2-180-187

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 8)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
316.6:159.9

От дара Других к дару Другим: социокультурный аспект одаренности

Авторы: 
Рягузова Елена Владимировна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

В статье представлены результаты теоретической рефлексии конструкта «одаренность», который в настоящее время не только включен в область приоритетных направлений научных исследований, но и отвечает потребностям, запросам и вызовам стремительно изменяющегося современного общества. Проанализированы основные концепции, оперирующие понятием «одаренность», условно выделены три блока теорий и подходов к исследованию одаренности: личностно-центрированный, социально ориентированный и культурно ориентированный. В рамках личностно-центрированного блока одаренность рассматривается как личностное свойство, природная данность, интегральное системное личностное качество, идентифицированное Другими, непосредственно взаимодействующими с личностью. В контексте социально ориентированного блока обобщены концепции одаренности, акцентирующие внимание на значимости развивающей среды, социального окружения, позиционирующие одаренность как потенциал личности, актуализирующийся при определенных условиях, созданных и поддерживаемых заинтересованными Другими. Констатируется, что третий блок объединяет культурно ориентированные концепции, определяющие одаренную личность как субъекта культуры, и утверждается, что вопросы психологического сопровождения одаренной личности не могут быть решены вне учета социокультурного контекста и особенностей культуры того общества, в котором она развивается и функционирует. Предлагается трактовка одаренности, учитывающая вклады как личности и среды, так и культуры, поскольку одаренность не только и не столько личностный дар и онтологическая данность, сколько определенная социально и культурно обусловленная заданность, связанная с ответственностью и нравственностью одаренной личности и ее окружения.

Список источников: 

1. Рабочая концепция одаренности / отв. ред. Д. Б. Богоявленская ; 2-е изд., расш. и перераб. М. : 2003. 93 с.
2. Панов В. И. Одаренность : от парадоксов к развитию субъектности // Изв. МГТУ «МАМИ». Сер. Социально-гуманитарные науки. 2014. Т. 5, № 4 (22). С. 129–137.
3. Теплов Б. М. Избранные труды : в 2 т. М. : Педагогика, 1985. Т. 1. 328 c.
4. Матюшкин А. М. Концепция творческой одаренности // Вопр. психологии. 1989. № 6. С. 29–33.
5. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность школьников. М. : Academia, 2000. 318 с.
6. Богоявленская Д. Б., Богоявленская М. Е. Одаренность : природа и диагностика. М. : Изд-во Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, 2018. 240 с.
7. Богоявленская Д. Б. Теоретико-методологические основания раскрытия природы одаренности // Психология творчества и одаренности : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Москва, 20–21 апреля 2018 г.) / отв. ред. Д. Б. Богоявленская. М. : Моск. пед. гос. ун-т, 2018. 500 с.
8. Юркевич В. С. Одаренные дети : сегодняшние тенденции и завтрашние вызовы // Психологическая наука и образование. 2011. № 4. С. 99–108.
9. Гордеева Т. О. Мотивационные предпосылки одаренности : от модели Дж. Рензулли к интегративной модели мотивации // Психологические исследования: электр. науч. журн. 2011. № 1(15). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 19.09.2019).
10. Аверков М. С., Глухов П. П., Попов А. А. Мотивационная одаренность : обоснование и характеристика понятия // Философия образования. 2018. № 2 (75). С. 204–212.
11. Sternberg R. The Nature of Creativity // Creativity Research Journal. 2006. Vol. 18, № 1. P. 87–98.
12. Богоявленская Д. Б., Богоявленская М. Е. Одаренность и проблемы ее идентификации // Психологическая наука и образование. 2000. Т. 5, № 4. С. 5–13.
13. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб. : Питер, 2008. 368 с.
14. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М. : ИНТОР, 1996. 544 с.
15. Фельдштейн Д. И. Проблемы формирования личности растущего человека на новом историческом этапе развития общества // Образование и наука. 2013. № 9 (108). С. 3–23.
16. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М. : Педагогика, 1989. 560 с.
17. Панов В. И. Психодидактика образовательных систем : теория и практика. СПб. : Питер, 2007. 352 с.
18. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека : Развитие субъективной реальности в онтогенезе. М. : Изд-во Православного Свято-Тихоновского гуманит. ун-та, 2013. 400 с.
19. Ясвин В. А. Образовательная среда : от моделирования к проектированию. М. : Смысл, 2001. 365 с.
20. Волков А. В. Выявление и развитие одаренных детей и молодежи: программа Talent Search // Психологическая наука и образование. 2011. № 4. С. 39–45.
21. Попова Л. В. Образование одаренных детей и молодежи : государственная политика европейских стран // Психологическая наука и образование. 2011. № 4. С. 56–62.
22. Мешкова Н. В. Зарубежные исследования одаренности: социально-психологический аспект // Современная зарубежная психология. 2015. Т. 4, № 1. С. 26–44.
23. Комаров Р. В. Введение в психологию одаренности. М. : Издатель Мархотин П. Ю., 2015. 116 с.
24. Якимова Т. В. Особенности детско-родительского взаимодействия и структуры семьи интеллектуально одаренных детей // Психологическая наука и образование. 2007. Т. 12, № 3. С. 87–96.
25. Выготский Л. С. Мышление и речь // Выготский Л. С. Собр. соч. : в 6 т. Т. 2. М. : Педагогика, 1982. 504 с.
26. Василюк Ф. Е. Методологический анализ в психологии. М. : Смысл, 2003. 240 с.
27. Грязева-Добшинская В. Г. Социальная психология творчества. Теоретические основы, эмпирические исследования, прикладные разработки. Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2008. 233 с.
28. Гусельцева М. С. Проблема изучения психики как междисциплинарного феномена : культурно-аналитический подход // Методология и история психологии. 2009. Т. 4, вып. 1. С. 166–179.
29. Рягузова Е. В. Социокультурная матрица развития личности // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5, вып. 1 (17). С. 34–39. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2016-5-1-34-39
30. Гирц К. Интерпретация культур / пер. с англ. М. : Российская политическая энциклопедия, 2004. 560 с.
31. Мамардашвили М. К. Психологическая топология пути. СПб. : Изд-во Русского христ. гуманит. ин-та, 1997. 580 с.
32. Бахтин М. М. К философии поступка // Бахтин М. М. Собр. соч. : в 7 т. Т. 1. М. : Русские словари, 2003. C. 7–68.
33. Остапенко А. А. От даровитости к благодарности или от харизмы до евхаристии. Педагогические размышления об одаренных детях // Остапенко А. А. От безобразия к сообразности. Этюды о современном образовании и не только о нем. Краснодар : Парабеллум, 2016. С. 110–112.