Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Мозжилин С. И., Стеклова И. В. Онтологическое начало фантазии // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2022. Т. 22, вып. 3. С. 262-266. DOI: 10.18500/1819-7671-2022-22-3-262-266

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 62)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
111.3+165.5

Онтологическое начало фантазии

Авторы: 
Мозжилин Сергей Иванович, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Стеклова Ирина Владимировна, Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю. А
Аннотация: 

Введение. В статье представлен онтологический аспект фантазии как формы научного познания. Развивается концепция о роли нормативных научно- познавательных структур и творческого познавательного потенциала, имеющего онтологические корни. Использовались труды по истории и философии науки. В центре внимания авторов находятся факторы, которые являются имманентными науке и вне положенными по отношению к ней, способные не только влиять на научную деятельность, но и приводить к смене типов рациональности. Цель исследования – выявление онтологических начал феномена фантазии, обобщение современного образа науки. Теоретический анализ. Онтологический подход позволяет сделать вывод о том, что разум и воображение соотносятся на разных этапах выработки знания в научно-познавательном процессе. Фантазия как форма воображения может быть использована в формировании научного факта, проблемы, гипотезы и теории. Заключение. Онтологическим субстанциальным началом фантазии являются слова – знаки-символы, заполняющие и оформляющие мыслительное пространство субъекта, побуждающие субъект к постоянному поиску неизвестного. Вместе с тем рассмотрение проблемы позволило выявить онтологические начала феномена фантазии и интерпретировать влияние на научную деятельность не только процесса символизации, этических норм, метафизических исследовательских программ, но и эмоциональных реакций субъекта.

Список источников: 
  1. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология // Вопросы философии. 1992. № 7. С. 136–176.
  2. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М. : Правда, 1989. 608 с.
  3. Суетин Т. Реальность фантазии // Философская антропология. 2017. Т. 3, № 1. С. 27–45. https://doi.org/10.21146/2414-3715-2017-3-1-27-45
  4. Коняев С. Онтологические аспекты человеческой фантазии // Философская антропология. 2018. Т. 4, № 1. С. 81–101. https://doi.org/10.21146/2414-3715-2018-4-1-81-101
  5. Гегель Г. В. Ф. Сочинения. Т. 5 : Наука логики. М. : Государственное издательство социально-экономической литературы, 1937. 814 с.
  6. Стеклова И. В. Идея проблемности и эйдетическое сознание // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 18, вып. 4. С. 410–413. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2018-18-4-410-413
  7. Голосовкер Я. Э. Логика мифа. М. : Наука, 1987. 217 с.
  8. Выготский Л. С. Психология искусства. Ростов н/Д : Феникс, 1998. 480 с.
  9. Левинсон-Лессинг Ф. Ю. Роль фантазий в научном творчестве // Творчество. Петроград : Научное химико-техническое издательство, 1923. С. 36–57.
  10. Ильенков Э. В. О воображении // Народное образование. 1968. № 3. С. 33–42.
Поступила в редакцию: 
12.06.2022
Принята к публикации: 
22.06.2022
Опубликована: 
30.09.2022