наука

Идея проблемности и эйдетическое познание

В центре анализа находятся феномен проблемности в процессе эволюции рациональных структур познания, выступающий как всеобщее требование, которое характеризует познавательный процесс, взаимосвязь рациональной и иррациональной ступеней освоения мира в виде эйдетического познания. Принцип проблемности рассматривается в контексте решения проблем научной деятельности. Определяется место творчества в идее проблемности и самой проблемности в творческом процессе в рамках феноменологической научно-исследовательской программы.

Конкуренция науки и лженауки в эпоху постправды

Статья посвящена конкуренции научного и лженаучного трендов в неформальном знании, сформированном в социальных сетях, и получении новых данных о механизмах внедрения научного знания в пространство сетевой коммуникации в эпоху постправды. Автор рассматривает обычное знание, исследует процессы его формализации в рамках институтов профессионального производства знания и деформализации в условиях неформальной интернет-коммуникации. Неформальное знание социальных сетей подчинено алгоритмам производства постправды, основанной на репрезентации личного субъективного опыта познания мира.

ПРОБЛЕМА МОРАЛИ В ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ Г. ЛАНЦА

В статье рассматривается этическая составляющая философской концепции Генриха Ланца. Являясь представителем «младшего» поколения русского неокантианства, Ланц рассматривает проблему бессмертия как имеющую свое обоснование в этике и вкладывает в понятие бессмертия неокантианскую дуальность

КУЛЬТУРА, НАУКА И РЕЛИГИЯ В СТРУКТУРНОМ ПСИХОАНАЛИЗЕ ЖАКА ЛАКАНА

В своей статье автор рассматривает теорию структурного психоанализа Жака Лакана. В работе предпринимается попытка авторской интерпретации лакановских идей о культуре и ее формах, в частности, науки и религии.

ЛЖЕНАУКА В СОВРЕМЕННОЙ КОММУНИКАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ НЕФОРМАЛЬНОГО ЗНАНИЯ

Статья посвящена современным коммуникационным условиям распространения неформального знания. По мнению автора, включение гражданской экспертизы в практики трансдисци- плинарной науки приводит к тому, что судьба науки попада- ет в зависимость от качества компетентности гражданских экспертов, например, блогеров. Последняя формируется на основе общегражданской дискуссии, разворачивающейся в социальных сетях. Ядром компетентности гражданских экс- пертов являются навыки ориентирования в коммуникаци- онных потоках и использования лингвистических средств для самопрезентации.

ХРИСТИАНСТВО И НАУКА: ОТ АВТОНОМИИ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ

В статье рассматриваются основные тенденции в решении современными западными христианскими теологами проблемы соотношения христианства и науки. Сегодня ими разрабаты- ваются новые взгляды как на историю, так и на современное состояние взаимоотношений христианства и науки. Здесь подчеркивается неправомерность утверждений об их принципиальном противостоянии и обращается внимание на позитивное значение христианского мировоззрения в развитии европейской науки. По вопросу о том, как следует строить отношения христианства и науки в наше время, у теологов нет единого мнения.

ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРЕДМЕТА И МЕТОДОЛОГИИ ТЕОЛОГИИ В ВУЗАХ РФ

В статье исследуется проблема предмета и методологии препо-
давания теологии в современных российских светских высших 
учебных  заведениях.  Автор  раскрывает  основное  содержание 
дискуссии среди ученых по этому вопросу и приводит аргументы 
полемизирующих сторон. По его мнению, для введения предмета 
теология имеется основание на уровне исторического междуна-
родного опыта и дореволюционной традиции университетского 
образования в России. Им анализируются материалы обсужде-
ния темы на слушаниях Общественной палаты Российской Фе-

ЧЕЛОВЕК БУДУЩЕГО: ВОЗРОЖДЕНИЕ ИЛИ СМЕРТЬ?

Современная  эпоха  –  это  эпоха  быстрых  изменений,  форми-
рования  ценностей,  отличных  от  предыдущих,  формирования 
человека иного типа. Объектом исследования статьи становит-
ся человек будущего. Перспективы и риски становления новой 
реальности – виртуальной – скрывают опасности другого рода 
– опасности потери человека. Появляющиеся его характеристи-
ки  как  техночеловека,  киберчеловека  содержат  существенную 
особенность – зависимость человека нового типа от технических 

АВАНГАРД КАК «НАУЧНОЕ» ИССЛЕДОВАНИЕ ИСКУССТВА

Статья  посвящена  воздействию  научно-технических  достиже-
ний  начала  XX  в.  на  авангардное  искусство.  Прослеживаются 
основные  направления  влияния  науки  на  авангард:  прежде 
всего, это заимствование художниками анализа и синтеза как 
ведущего творческого метода. «Художественная материя» под-
вергалась разложению на простейшие элементы, свойства ко-
торых детально исследовались и демонстрировались публике, 
затем из элементов синтезировалось новое произведение, тем 
самым отвергалось подражание природе, копирование реально 

НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ В ПРОСТРАНСТВЕ ТЕХНОКРАТИЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В  статье  рассматриваются  проблемы  становления  и  развития 
науки как социального института в пространстве технократиче-
ской  цивилизации.  Выявляется  альтернатива  технологического 
и технократического подходов к научному знанию. Демонстри-
руется сущностное единство естественных и гуманитарных наук 
на основе общности их технократической организации. Ставится 
проблема влияния глобальной экономики и процесса интерна-
ционализации  научных  институтов  на  современные  реформы