онтология

Онтологическое начало фантазии

Введение. В статье представлен онтологический аспект фантазии как формы научного познания. Развивается концепция о роли нормативных научно- познавательных структур и творческого познавательного потенциала, имеющего онтологические корни. Использовались труды по истории и философии науки. В центре внимания авторов находятся факторы, которые являются имманентными науке и вне положенными по отношению к ней, способные не только влиять на научную деятельность, но и приводить к смене типов рациональности.

СТАНОВЛЕНИЕ СУЩНОСТИ: НИЦШЕ И ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ НИГИЛИЗМА

Статья посвящена исследованию вопроса о ницшеанском понимании историчности становления этапов нигилизма. Автор рассматривает характерную для онтологического историзма Ницше и Хайдеггера тенденцию полагания сущности, являющей себя только в исторических этапах становления. Особое внимание уделяется сравнению герменевтики нигилистического становления в онтологическом дискурсе Хайдеггера и Деррида.

ДИНАМИКА ФИЛОСОФСКОГО СОЗНАНИЯ РОССИИ И КИТАЯ: ПРОБЛЕМА АЛГОРИТМОВ

Статья посвящена проблеме алгоритмов мироосмысления философского сознания в России и Китае. Доказательство правомерности категориально-алгоритмического описания динамики миропознания автор основывает, обращаясь к аналогии аналитической процедуры проведения алгоритмизации уровней абстрагирования в языке математических символов и философских универсалий. Исходя из этого, он выводит категориальные алгоритмы, проявляющиеся в онтологических обращениях русской религиозной философии и даосизма в китайской традиционной философии.

ОНТОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СОЗЕРЦАНИЯ В ФИЛОСОФИИ ПЛОТИНА

Статья посвящена рассмотрению онтологического статуса понятия созерцания в философии Плотина. Автор выявляет сущность и методологические основания общего подхода Плотина к анализу созерцания, его связь с телеологическим видением Блага в платонизме. Исследуется структура созерцания в контексте соотношения различных уровней природного бытия. Особое внимание уделяется проблеме соотношения созерцания с такими ключевыми для Плотина понятиями, как душа, ум и единое. По сути дела, в неоплатонизме Плотина созерцание выступает как способ развертывания или эманации различных уровней сущего.

ПОСТСОБЫТИЙНОСТЬ И СУБЪЕКТ ОТСУТСТВИЯ В ОБЪЕКТИВНОЙ ФЕНОМЕНОЛОГИИ АЛЕНА БАДЬЮ

Статья посвящена рассмотрению онтологического значения концепции объективной феноменологии Алена Бадью, представленной в его работах «Логика миров» и «Второй манифест философии». Автор сравнивает феноменологию Бадью с феноменологическими проектами Гуссерля и Хайдеггера, отмечая ее бессубъектный характер. Растворение онтологического субъекта в связанных с реакцией на события многообразных стратегиях субъективности осуществляется в объективной феноменологии Бадью за счет отказа от инстанции созерцания в пользу этической и политической практики.

Онтологический анализ пограничных с метафизикой моделей научной концептуальности

В статье анализируются некоторые концептуальные модели современной науки, которые граничат с метафизикой, т. е. требуют при работе с ними оценки их онтологического и когнитивного статуса. Рассматриваются понятия «темной» или «черной» материи в св язи с так называемой проблемой «дефекта масс» и отрицательных величин в математике. Ставятся вопросы о характере и когнитивном значении понимания материи в рамках концептуальных научных моделей, что позволяет выявить когнитивные основания использования данных концептов и их связь с метафизикой.

Экзистенция свободы Н. А. Бердяева и Л. И. Шестова: сравнительный анализ

В статье рассматривается проблема религиозного характера экзистенциальной философии Н. А. Бердяева и Л. И. Шестова. Проведен сравнительный анализ их концепций по отношению к христианскому толкованию свободы. Констатируется, что понятие «свобода» может не только выражаться своим собственным смысловым значением (семантикой), но и рефлексироваться интуитивным опытом экзистенциального познания. Так, субстанциональная свобода в личностном восприятии Н. Бердяева и Л. Шестова противоположна сущности материально-рационалистического понимания. В частности, с позиций Н. А.

КРИТИКА МЕТАФИЗИЧЕСКОГО ПОНИМАНИЯ БЫТИЯ В ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ ОНТОЛОГИИ МАРТИНА ХАЙДЕГГЕРА

Статья рассматривает проблему соотношения метафизического и онто-герменевтического понимания бытия в фундаментальной онтологии Мартина Хайдеггера. Автор констатирует, что именно через критическое рассмотрение метафизических тезисов о бытии конституируются главные проблемы фундаментальной онтологии. Результатом хайдеггеровского исследования оказывается новая форма постановки вопроса о соотношении бытия и истины в контексте экспликации онтологической проблематики присутствия (Dasein).

 

Основоположение евхаристической метафизики в труде С. Н. Булгакова «Христос в мире»

Статья посвящена анализу онтологического значения концепции евхаристического богословия С. Н. Булгакова, представленной в работе «Христос в мире». Автор рассматривает предпосылки построения этого типа онтологии в основных положениях библейского Откровения о творении мира. Рассмотрены препятствия для построения адекватной онтологии творения и боговоплощения в рамках традиционной европейской метафизики, поскольку последняя основана на платоно-аристотелевской модели самодостаточного Космоса, а не библейских моделях мышления. Работа С. Н.

«МУЖЧИНА» И «ЖЕНЩИНА» НА ПОДИУМЕ ПОСТМОДЕРНА

Статья посвящена социально-философскому анализу одной из актуальных проблем со- временных гендерных исследований – пермутации гендерного текста культуры в ситуа- ции постмодерна. Автор выявляет основные признаки кардинальных изменений, которые претерпевают гендерные архетипы классической культуры. Особое внимание уделяется анализу широкого спектра социокультурных детерминант, которые обусловливают глубинные метаморфозы гендеров маскулинного и феминного типов.

Страницы