Для цитирования:
Сомова О. А. Душа как субстанция личности: феноменологическое pro et contra // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2024. Т. 24, вып. 1. С. 51-55. DOI: 10.18500/1819-7671-2024-24-1-51-55, EDN: MSGPVF
Душа как субстанция личности: феноменологическое pro et contra
Введение. В статье раскрываются некоторые методологические аспекты феноменологической дискуссии о личностном субъекте. Спор обусловлен реалистическими тенденциями в феноменологии, согласно которым совокупность свойств вещи позволяет утверждать наличие их онтологического основания, заключенного в сущности вещи. В случае с человеком таким онтологическим основанием выступает душа, которая определяет базовые характеристики личности, существующие до всякого конституирования. Теоретический анализ. Аргументируется противоречивость подобных концепций при помощи апелляции к методу работы М. Хайдеггера. Во-первых, обоснование связывается с отсутствием очевидной данности какой-либо сущности внутри имманентного восприятия; во-вторых онтологические категории структуры личностного субъекта являются данью уважения прежней философской традиции, а не ее критикой; в-третьих, постулирование онтологического основания свойств продолжают натуралистическое объяснение естественных наук. Заключение. Формулируется вывод о близости метода философствования Хайдеггера началам феноменологии, а также требованиям феноменологии духовного мира, изложенным в т. 2 «Идей» Гуссерля. Выдвигается гипотеза, согласно которой дальнейшее изучение личностного субъекта может быть продолжено вне рамок субстанционалистских концепций.
- Гуссерль Э. Картезианские медитации. М. : Академический проект, 2010. 229 с.
- Ингарден Р. Пятая лекция // Введение в феноменологию Эдмунда Гуссерля. М. : Дом интеллектуальной книги, 1999. С. 73–92.
- Husserl E. Husserliana III/l Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie. Erstes Buch: Allgemeine Einführung in die reine Phänomenologie. (hrsg. v. K. Schuhmann). Haag : Springer Dordrecht, 1976. 232 S.
- Bertolini S. The infl uence of Edith Stein on Ingarden’s concept of person and soul (controversy over the existence of the world, § 78) // HORIZON. Феноменологические исследования. 2020. Т. 9, № 2. С. 579–600. https://doi.org/10.21638/2226-5260-2020-9-2-579-600
- De Santis D. Core of the essence and core of the person: Jean Hering and a hidden source of Edith Stein’s early ontology // HORIZON. Феноменологические исследования. 2021. Т. 10, № 2. С. 441–462. https://doi.org/10.21638/2226-5260-2021-10-2-441-462
- Ingarden R. Jean Hering // Philosophy and Phenomenological Research. 1966. Vol. 27, № 2. P. 308–310.
- Hering J. Bemerkungen über das Wesen, die Wesenheit und die Idee // Jahrbuch für Phänomenologie und phänomenologische Forschung. 1921. № 4. P. 497–543.
- Stein E. On the Problem of Empathy // The Collected Works of Edith Stein Sister Teresa Bendicta of the Cross Discalced Carmelite. Vol. 3. Washington : ICS Publications. 1989. P. 3–35.
- Fetz R. L. Ich, Seele, Selbst. Edith Steins Theorie personaler Identität // Phänomenologische Forschungen. 1993. Vol. 26/27. S. 286–319.
- Гуссерль Э. Философия как строгая наука // Гуссерль Э. Избранные работы. М. : Территория будущего, 2005. С. 185–241.
- Ингарден Р. История феноменологического движения // Введение в феноменологию Эдмунда Гуссерля. М. : Дом интеллектуальной книги, 1999. 224 с.
- Хайдеггер М. Бытие и время. СПб. : Наука, 2002. 450 с.
- Мотрошилова Н. В. Идеи I Эдмунда Гуссерля как введение в феноменологию. М. : ФеноменологияГерменевтика, 2003. 720 с.
- Husserl E. Zur Phänomenologie der Intersubjektivität. Texte aus dem Nachlass. Erster Teil: 1905–1920 / ed. I. Kern. Hague : Martinus Nijhoff, 1973. Bd. 13. 547 S.
- Молчанов В. И. Проблема обоснования феноменологии у Э. Гуссерля и М. Хайдеггера // Время и сознание. Критика феноменологической философии. М. : Высшая школа, 1998. 144 с.
- Herrmann von F.-W. Der Begriff der phänomenologie bei Heidegger und Husserl. Frankfurt am Main : Vittorio Klostermann, 1981. 52 S.
- Husserl E. Gegensatz zwischen der naturalistischen und personalistischen Welt // Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie II. Haag : Nijhoff, 1952. S. 173–210.