Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Сомова О. А. Душа как субстанция личности: феноменологическое pro et contra // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2024. Т. 24, вып. 1. С. 51-55. DOI: 10.18500/1819-7671-2024-24-1-51-55, EDN: MSGPVF

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 17)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
130.121+929[Штайн+ Ингарден+Хайдеггер]
EDN: 
MSGPVF

Душа как субстанция личности: феноменологическое pro et contra

Авторы: 
Сомова Оксана Андреевна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

Введение. В статье раскрываются некоторые методологические аспекты феноменологической дискуссии о личностном субъекте. Спор обусловлен реалистическими тенденциями в феноменологии, согласно которым совокупность свойств вещи позволяет утверждать наличие их онтологического основания, заключенного в сущности вещи. В случае с человеком таким онтологическим основанием выступает душа, которая определяет базовые характеристики личности, существующие до всякого конституирования. Теоретический анализ. Аргументируется противоречивость подобных концепций при помощи апелляции к методу работы М. Хайдеггера. Во-первых, обоснование связывается с отсутствием очевидной данности какой-либо сущности внутри имманентного восприятия; во-вторых онтологические категории структуры личностного субъекта являются данью уважения прежней философской традиции, а не ее критикой; в-третьих, постулирование онтологического основания свойств продолжают натуралистическое объяснение естественных наук. Заключение. Формулируется вывод о близости метода философствования Хайдеггера началам феноменологии, а также требованиям феноменологии духовного мира, изложенным в т. 2 «Идей» Гуссерля. Выдвигается гипотеза, согласно которой дальнейшее изучение личностного субъекта может быть продолжено вне рамок субстанционалистских концепций. 

Список источников: 
  1. Гуссерль Э. Картезианские медитации. М. : Академический проект, 2010. 229 с.
  2. Ингарден Р. Пятая лекция // Введение в феноменологию Эдмунда Гуссерля. М. : Дом интеллектуальной книги, 1999. С. 73–92.
  3. Husserl E. Husserliana III/l Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie. Erstes Buch: Allgemeine Einführung in die reine Phänomenologie. (hrsg. v. K. Schuhmann). Haag : Springer Dordrecht, 1976. 232 S.
  4. Bertolini S. The infl uence of Edith Stein on Ingarden’s concept of person and soul (controversy over the existence of the world, § 78) // HORIZON. Феноменологические исследования. 2020. Т. 9, № 2. С. 579–600. https://doi.org/10.21638/2226-5260-2020-9-2-579-600
  5. De Santis D. Core of the essence and core of the person: Jean Hering and a hidden source of Edith Stein’s early ontology // HORIZON. Феноменологические исследования. 2021. Т. 10, № 2. С. 441–462. https://doi.org/10.21638/2226-5260-2021-10-2-441-462
  6. Ingarden R. Jean Hering // Philosophy and Phenomenological Research. 1966. Vol. 27, № 2. P. 308–310.
  7. Hering J. Bemerkungen über das Wesen, die Wesenheit und die Idee // Jahrbuch für Phänomenologie und phänomenologische Forschung. 1921. № 4. P. 497–543.
  8. Stein E. On the Problem of Empathy // The Collected Works of Edith Stein Sister Teresa Bendicta of the Cross Discalced Carmelite. Vol. 3. Washington : ICS Publications. 1989. P. 3–35.
  9. Fetz R. L. Ich, Seele, Selbst. Edith Steins Theorie personaler Identität // Phänomenologische Forschungen. 1993. Vol. 26/27. S. 286–319.
  10. Гуссерль Э. Философия как строгая наука // Гуссерль Э. Избранные работы. М. : Территория будущего, 2005. С. 185–241.
  11. Ингарден Р. История феноменологического движения // Введение в феноменологию Эдмунда Гуссерля. М. : Дом интеллектуальной книги, 1999. 224 с.
  12. Хайдеггер М. Бытие и время. СПб. : Наука, 2002. 450 с.
  13. Мотрошилова Н. В. Идеи I Эдмунда Гуссерля как введение в феноменологию. М. : ФеноменологияГерменевтика, 2003. 720 с.
  14. Husserl E. Zur Phänomenologie der Intersubjektivität. Texte aus dem Nachlass. Erster Teil: 1905–1920 / ed. I. Kern. Hague : Martinus Nijhoff, 1973. Bd. 13. 547 S.
  15. Молчанов В. И. Проблема обоснования феноменологии у Э. Гуссерля и М. Хайдеггера // Время и сознание. Критика феноменологической философии. М. : Высшая школа, 1998. 144 с.
  16. Herrmann von F.-W. Der Begriff der phänomenologie bei Heidegger und Husserl. Frankfurt am Main : Vittorio Klostermann, 1981. 52 S.
  17. Husserl E. Gegensatz zwischen der naturalistischen und personalistischen Welt // Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie II. Haag : Nijhoff, 1952. S. 173–210.
Поступила в редакцию: 
10.12.2023
Принята к публикации: 
12.01.2024
Опубликована: 
29.03.2024