Для цитирования:
Елисеева М. А. Медиапространство: социально-философский анализ // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2019. Т. 19, вып. 1. С. 4-7. DOI: 10.18500/1819-7671-2019-19-1-4-7
Медиапространство: социально-философский анализ
Целью данной статьи является анализ различных подходов к изучению проблематики медиапространства в современном обществе, а также определение четких общих характеристик, приписываемых медиапространству в различных теориях медиа в социальной философии. В поисках универсального определения феномена медиапространства рассматривается социально-философская категория медиапространства, понимаемая как особого рода реальность, включающая в себя базовые компоненты социализации современного человека в рамках не только социальных институтов, но и культуры в целом. Актуальность выбранной темы подкрепляется повсеместной включенностью современного человека в медийные процессы социума, которая сегодня по сути определяет успешную социализацию и информационную мобильность каждого индивида. Формулируется вывод о том, что в обыденной реальности современного человека медиапространство играет ведущую роль, одновременно фиксируя социальную данность и кодируя ее через сознание людей, в некоторой степени подчиняя себе предметный мир. Таким образом, включенность субъектов в медиапространство становится не менее значимой, чем связь с собственной культурной традицией.
1. Маклюэн М. Понимание медиа. М., 2003. 305 с.
2. Зубанова Л. Б. Современное медиапространство : подходы к исследованию и принципы интерпретации // Вестн. Челяб. гос. академии культуры и искусств. 2008. № 2 (14). C. 6–17.
3. Больц Н. Азбука медиа. М., 2011. 136 с.
4. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. М., 2002. 256 с.
5. Кириллова Н. Б. Медиа – личность – общество : критерии социально-психологического взаимодействия // Парадоксы медийной культуры : избр. ст. Екатеринбург, 2017. С. 258-261.
6. Бузин В. Н. Медиапространство в структуре социального пространства // Социум и власть. 2012. № 2 (34). С. 9-13.
7. Бурдье П. Рынок символической продукции // Вопр. социологии. 1993. № 1/2. С. 40-51.
8. Монастырева О. В. Медиапространство : обзор представлений и подходов к пониманию // Вестн. Амур. гос. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. 2010. Вып. 50. С. 145-149.
9. Сайко Е. Л. Массмедиа в эпоху глобализации : основные характеристики и тенденции // Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 4. С. 44-49.