Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


EXISTENCE

СТРУКТУРА ПРАКСИСА В РЕЛИГИОЗНЫХ ОНТОЛОГИЯХ: КОМПАРАТИВИСТСКИЙ АНАЛИЗ ТРАДИЦИОННЫХ ПРАКТИК ИСИХАЗМА И ЙОГИ

В статье обращается внимание на специфический вариант онтологического взаимодействия сознания и бытия через религиозную практику. Автор стремится проследить общие механизмы взаимодействия сознания с бытием, а также выявить динамику этих отношений, задаваемую самим субъектом.

СИЛА И ВЛАСТЬ ТЕХНИКИ: ИЗБЫТОК ИЛИ НЕХВАТКА?

В статье осмысляются властные и силовые аспекты техники в горизонте экзистирования человека. Проблематизация вопроса о связи техники и жизни человека позволит исследовать не политический и не институциональный, а экзистенциальный смысл
власти.

ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА И ТЕОРИЯ СОЗНАНИЯ

Статья посвящена проблеме недостаточности в жизни человека. Недостаточность рассматривается как хроническая нехватка нечто внутри границ самоидентификации. Вводится понятие онтологической недостаточности как недоопределенности бытия до целого. Понимание недостаточности эксплицируется с помощью теории сознания, представляющего собой несколько уровней синтеза психических процессов.

КОНЦЕПЦИЯ АВТОПОЭЗИСА: БЫТИЕ, ПОЗНАНИЕ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В статье рассматривается концепция автопоэзиса, представленная чилийскими нейробиологами Ф. Варелой и У. Матураной. Автопоэзис как ключевое свойство живых систем является основанием для отождествления сфер бытия, познания и деятельности. Эта концепция также позволяет объяснить социальные процессы и культурные феномены.

Экзистенция свободы Н. А. Бердяева и Л. И. Шестова: сравнительный анализ

В статье рассматривается проблема религиозного характера экзистенциальной философии Н. А. Бердяева и Л. И. Шестова. Проведен сравнительный анализ их концепций по отношению к христианскому толкованию свободы. Констатируется, что понятие «свобода» может не только выражаться своим собственным смысловым значением (семантикой), но и рефлексироваться интуитивным опытом экзистенциального познания. Так, субстанциональная свобода в личностном восприятии Н. Бердяева и Л. Шестова противоположна сущности материально-рационалистического понимания. В частности, с позиций Н. А.

За пределами постмодернизма: Жан Бодрийяр и другое пространство мифа

В статье рассматривается проблема мифа в позднем творчестве Жана Бодрийяра, выходящем далеко за рамки постмодернистской парадигмы мышления. Констатируется, что развитие творчества французского мыслителя диктовалось логикой прорыва, образующей своеобразную диалектику «встреч» и «расставаний», где встреча с постмодернистским мифом о симуляции означала расставание с мифом научности, а расставание с мифом постмодерна в свою очередь означало переход к новым горизонтам понимания мифологической составляющей современности.

СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ЛИЧНОСТИ КАК СУБЪЕКТА СОЦИАЛЬНОГО БЫТИЯ

В статье обсуждается проблема субъективного благополучия личности как субъекта социального бытия. Рассмотрены различные бытийные пространства личности и со-бытие как сфера порождения критериально-нормативной основы благополучия. Анализируются ценностно-смысловые основания, опыт как источник переживания благополучия. Отмечается, что соотношение характеристик личности и субъекта обусловливает качественное содержание субъективного благополучия. Важная роль в формировании субъективного благополучия личности отводится процессуальности бытия.

ПРОБЛЕМА APRIORI И ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОМ ПСИХОАНАЛИЗЕ Л. БИНСВАНГЕРА

Статья посвящена рассмотрению антропологического проекта Л. Бинсвангера. Согласно его концепции, прежде чем обратиться к исследованию патологии того или иного индивида, необходимо понять, что значит быть человеком, а стало быть, психиатрия попадает в поле гуманитарных наук.

Экзистенциальные модусы и их роль в современном восприятии смерти

В статье делается упор на важность личностного восприятия и актуальность экзистенциальных течений в современности. Восприятие смерти неразрывно связано с субъективным переживанием, ощущением неотвратимости данного феномена. Экзистенциальные модусы, такие как страх, отчаяние, боязнь, тревога, активно исследованные в соответствующем философском течении, выступают основными аспектами, определяющими то или иное видение смерти в контексте личностного переживания феномена конечности человеческого существования.