Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Дрокова Е. М. Экзистенциальные модусы и их роль в современном восприятии смерти // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2022. Т. 22, вып. 2. С. 120-124. DOI: 10.18500/1819-7671-2022-22-2-120-124

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 52)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
125+237.2

Экзистенциальные модусы и их роль в современном восприятии смерти

Авторы: 
Дрокова Елена Михайловна, Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина
Аннотация: 

В статье делается упор на важность личностного восприятия и актуальность экзистенциальных течений в современности. Восприятие смерти неразрывно связано с субъективным переживанием, ощущением неотвратимости данного феномена. Экзистенциальные модусы, такие как страх, отчаяние, боязнь, тревога, активно исследованные в соответствующем философском течении, выступают основными аспектами, определяющими то или иное видение смерти в контексте личностного переживания феномена конечности человеческого существования. Современная реальность вносит свои коррективы в каждое явление человеческого бытия, однако отношение к смерти обусловлено влиянием экзистенциальных модусов, сформированным зарождающейся философией экзистенциализма, но воспринятым через призму данности ХХI в. Цель настоящей работы состоит в выявлении некоторых механизмов влияния экзистенциальных переживаний на возможное восприятие феномена смерти в определенных условиях современной реальности. Для достижения данной цели были использованы материалы экзистенциальной философии, прежде всего труды датского философа Сёрена Кьеркегора. Важное для данного мыслителя понятие отчаяния имеет явную корреляцию с психологическим здоровьем современной личности. Кроме того, ощущение своего отчаяния выражает отношение к собственной смерти. Новизна данной работы состоит в установлении корреляции категории отчаяния в философии Сёрена Кьеркегора и самоосознания, в том числе субъективного восприятия конечности человеческого существования.

Список источников: 
  1. Кьеркегор С. Болезнь к смерти. М. : Академический проект, 2016. 157 с.
  2. ВангородскаяС. А. Отношение к смерти в современном обществе : культурно-исторические особенности и влияние на самосохранительное поведение // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2019. Т. 44, № 3. С. 386–395. https://doi.org/10.18413/2075- 4566-2019-44-3-386-395
  3.  Кононова Е. С. Смысл отчаяния // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2010. № 3-1 (37). С. 142–147.
  4. Абдулгалимова С. А. Отношение к собственной смерти и переживание страха смерти // Вестник Социальнопедагогического института. Гуманитарные и естественные науки. 2012. № 2 (5). С. 5–11.
  5. Бердяев Н. А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. М. : АСТ ; Астрель, 2011. 639 с.
  6. Пронина Т. С. Религия и поиски идентичности в постсоветской России // Религиоведение. 2015. № 2. С. 112–117.
  7. Цветкова О. Л. Страх и современность : метафизика и реальность // Культурные процессы и явления. 2018. № 1 (28). С. 5–13.
  8. Баева Л. В. Ценностные основания индивидуального бытия : опыт экзистенциальной аксиологии. М. : Прометей. МГПУ, 2003. 240 с.
  9. Красильников И. А. Модель внутреннего конфликта в гуманистической психологии личности // Russian Journal of Education and Psychology. 2013. № 12 (32). С. 56–60.
Поступила в редакцию: 
12.12.2021
Принята к публикации: 
25.03.2022
Опубликована: 
30.06.2022