Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


знание

МЕЖКУЛЬТУРНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ ЮРИСТОВ В ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКОМ ОСВЕЩЕНИИ

Цель  статьи  –  рассмотреть  возможные  подходы  к  обучению 
межкультурной профессиональной коммуникации юристов при 
изучении дисциплины «Иностранный язык в сфере юриспруден-
ции». Подходы к обучению культурно маркированному профес-
сиональному  общению  предлагается  осуществлять  с  учетом 
категорий, разработанных в общей педагогике и лингводидак-
тике, культурологии, философии и языкознании. Общими под-
ходами к изучению иностранного языка и культуры может быть 

МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА

В статье рассматриваются методология социального исследования институционального человека и возможность выработки универсальной методологии для междисциплинарных исследований человека и анализа социального бытия дисциплинарными науками. При разных подходах, но едином векторном направлении она, опираясь на онтологические и ценностные основания, отражает функциональное соответствие политики, права и культуры, согласованность интересов личности и общества, раскрывает специфический феномен порядочности.

ЗНАНИЕ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РЕСУРС: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Cтатья посвящена знанию и информации с точки зрения их влияния на человеческую жизнь и роли в современном мире. Рассма- триваются различные подходы к пониманию знания и информации, разграничиваются понятия «информационное общество» и «общество знаний». Приводится мнение, что псевдознания являются ступенью к появлению фундаментального знания и они же являются частью его становления. Человек в современную эпоху получает огромное количество информации, что приводит его к «информационному шоку».

ФЕНОМЕН ГРАНИЦЫ КАК ОСНОВАНИЕ ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТИ РАЗУМА И ПРЕДМЕТНОГО ВОСПРИЯТИЯ РЕАЛЬНОСТИ

Работа посвящена философскому анализу феномена «граница». Автор ставит вопрос о границе как чистом бессодержательном символе, выражающем сущностный смысл символического. Граница рассматривается в качестве базовой абстракции - источника формирования рефлексии как когнитивного и эпистемологического инструмента и основания множественности (восприятия многообразия материального мира).

ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ В ФИЛОСОФИИ И НАУКЕ ХХ ВЕКА

Предмет аналитического исследования в статье (проблема оценки) в философии ХХ в. оказывается неразрывно связан с категорией «ценность» (основным критерием при вынесении оценочных суждений). В оценке как в феномене раскрывается единство
значения и личностного смысла, пронизывающих мир социальных и индивидуальных ценностей. Посредством оценок осуществляется познание, представление в сознании сущности ценностей (как вещей), ценностного бытия. Оценка – один из способов

ФЕНОМЕН ВЕРЫ В ГНОСЕОЛОГИИ В. И. НЕСМЕЛОВА

В статье производится реконструкция концепции русского рели-
гиозного философа В. И. Несмелова, в частности, ее гносеологи-
ческого аспекта. Рассматриваются вопросы соотношения веры и
знания, раскрываются механизмы процесса познания и выясня-
ется роль религиозного мышления на пути к полноценному рас-
крытию аспектов человеческой личности.

Философские предпосылки успешного патриотического воспитания

В статье рассматриваются философские предпосылки успешного патриотического воспитания, носящие фундаментальный, не связанный с социокультурной ситуацией, характер. Актуальность проблематики обусловлена потребностью в формировании методологии патриотического воспитания, оптимизирующей усилия по разработке и реализации конкретных программ патриотического воспитания. Анализ научно-философских концепций позволил установить, что в основе возникновения дискуссии лежит некорректная дефиниция объекта патриотизма.

Рациональная деятельность современной личности и смысл ее «разумности»

Статья посвящена анализу понимания современной личностью смысла «разумности» своей рациональной деятельности. По мнению автора, достижение поставленной цели невозможно без решения задачи по изучению эпистемологического основания доминирующей в системе цивилизационных ценностей постнеклассической рациональности, так как в основании смысла «разумности» всегда находится определенный тип рациональности. Особое внимание обращается на такие инструменты познавательной деятельности личности, как информация и знание.

ИМЯ И ЧИСЛО В РУССКОЙ И В КИТАЙСКОЙ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ТРАДИЦИЯХ

Онтологический статус имени и числа в русской и в китайской философии – предмет статьи. Русская философия имени и китайская школа мин-цзя сопоставляются в компаративистском анализе. Согласно ономатологии Павла Форенского имя и число – два разных онтологических принципа устройства бытия: число – исток внешнего, объектного бытия вещей; имя – исток внутреннего, личностного бытия. Число продуцирует время и пространство; имя есть ядро личности, продуцирует стихийность и долг. Флоренский предлагает понятие первоисточного имени как архетипа имён собственных.

СТАНОВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА: ПРОБЛЕМА НАСЛЕДОВАНИЯ СОВЕТСКОГО ЦЕННОСТНОГО ОПЫТА

Статья посвящена анализу целевых ориентиров современного образования и раскрывает ряд проблем, которые имеют место в национальной системе образования и культуры. Обращается внимание на роль религии в духовной жизни общества, раскрывается проблема идейного и духовного содержания современного образования. Подчеркивается, что становление национального культурно-образовательного пространства невозможно без переосмысления положительного и отрицательного советского опыта. Акцентируется внимание на аксиологических подходах по формированию современной образовательной системы.

Страницы