Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


SELF-AWARENESS

ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ОБРАЗА "Я" РЕБЕНКА

В статье рассматриваются вопросы развития у ребенка-дошколь- ника образа Я. Потребность в познании себя является одной из фундаментальных для человека. Это знание создает основу, фундамент для запуска механизмов саморазвития и самореа- лизации. На основе анализа исследований отечественных и зарубежных психологов образ Я рассматривается в статье как стержневой компонент в структуре личности. Подчеркивается, что необходимыми условиями его формирования в дошкольном возрасте являются общение и деятельность.

ЭВРИСТИЧЕСКИЙ СМЫСЛ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ В ПЕРСПЕКТИВЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ РОССИИ

Статья посвящена анализу русской национальной идеи в контек-
сте современных реалий, где соединяется новое содержание с
бытием национальной идеи. Подчеркивается, что национальная
идея есть процесс самоосуществления нации как субъекта в
историческом процессе через формирование мы-идентичности.
Утверждается, что национальная идея имеет не только эвристи-
ческий смысл в перспективе самоопределения России, но и все-
мирно-историческое значение.

Поведенческие особенности подростков с диагнозом сахарный диабет

Новейшие исследования в детской психологии подчеркивают роль дезадаптации человека в ситуации хронической болезни, что, в свою очередь, открывает возможность психологического подхода к диагностике, прогнозу и терапии заболеваний. Статья посвящена изучению проблемы развития самосознания в подростковый период с диагнозом сахарный диабет. В силу ряда объективных и субъективных причин ребенку с данным диагнозом гораздо сложнее стать субъектом социализации.

САМООТНОШЕНИЕ КАК ДЕТЕРМИНАНТА СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ

Цель исследования – выявление психологических аспектов становления самоотношения как компонента субъективного благополучия личности студенческой молодежи; тема – выявление специфики самоотношения людей, сформировавшихся в различных национально-психологических, социально-политических и экономических условиях, а предмет – самоотношение как детерминанта субъективного благополучия этнических русских и казахов. Для диагностики субъективного благополучия применялась методика «Шкала субъективного благополучия», адаптированная М. В. Соколовой.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ГЕНЕЗИС «Я» С ПОЗИЦИИ ФИЛОСОФИИ СИМВОЛИЧЕСКОГО ИНТЕРАКЦИОНИЗМА

В статье рассматривается предложенное Дж. Г. Мидом объяснение генезиса сознания и «я» через постепенное развитие в детстве способности принимать роль другого и визуализировать свое собственное поведение с точки зрения других.