Для цитирования:
Ксенофонтова В. А. Поведенческие особенности подростков с диагнозом сахарный диабет // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2020. Т. 20, вып. 1. С. 76-79. DOI: 10.18500/1819-7671-2020-20-1-76-79
Поведенческие особенности подростков с диагнозом сахарный диабет
Новейшие исследования в детской психологии подчеркивают роль дезадаптации человека в ситуации хронической болезни, что, в свою очередь, открывает возможность психологического подхода к диагностике, прогнозу и терапии заболеваний. Статья посвящена изучению проблемы развития самосознания в подростковый период с диагнозом сахарный диабет. В силу ряда объективных и субъективных причин ребенку с данным диагнозом гораздо сложнее стать субъектом социализации. Этот период характеризуется выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, с которой формируется его сознательное отношение к себе как члену общества. Основные качества, помогающие подростку выйти на новую ступень развития, это особенности самоконтроля в общении, основные коммуникативные умения, показатели межличностной зависимости, уровень эмпатии и тип восприятия им группы в сравнении со здоровыми сверстниками. Особенности поведения подростка, больного сахарным диабетом, формируются в связи с госпитализацией и невозможностью становления адекватной самоидентичности для взаимодействия с социумом, что приводит к проблеме эмансипации и инфантилизации. Поэтому на первый план выдвигается важная педагогическая проблема – подготовка молодого поколения к вхождению в мир взрослых и к решению в ближайшем будущем многих личностных, образовательных, профессиональных и иных задач.
- Власова О. Л. Клинико-психологические особенности больных с различными проявлениями метаболического синдрома : автореф. дис. ... канд. мед. наук. Смоленск, 2010. 155 c.
- Robinson D. J., Coons M., Haensel H., Vallis M., Francois J. Diabetes and Mental Health // Canada Journal of Diabetes. 2018. Vol. 42, supplement 1, P. 130–141.
- Вовненко К. Б. Диагностика эмоциональных и поведенческих проблем детей младшего школьного возраста, больных сахарным диабетом первого типа // Психологическая наука и образование. Электронный журнал. 2009. № 4. URL: http://psyedu.ru/journal/2009/4/Vovnenko.phtml (дата обращения: 30.07.2019).
- Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. 9-е изд. СПб. : Питер, 2005. 940 с.
- Лифинцева А. А. Особенности социально-психологической адаптации к школе детей с хроническими соматическими заболеваниями : дис. ... канд. психол. наук. М., 2005.171 с.
- Овсейчик О. Н. Формирование коммуникативной культуры старшеклассников в педагогической системе общеобразовательной школы : дис. … канд. пед. наук. M., 2002.146 с.
- Новик Н. Н. Теория и практика формирования коммуникативных способностей у подростков с отклоняющимся поведением : дис. … канд. пед. наук. Казань, 2012. 144 с.
- Jaser S. S. Psycological problems in adolescents with diabetes // Adolesc Med State Art Rev. 2010. Apr. Vol. 21, № 1. P. 138–151.
- Анциферов М. Б., Суркова Е. В., Майоров А. Ю. Критерии качества жизни при лечении больных сахарным диабетом // Качество жизни. 2003. № 1. С. 69–71.
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб. : Питер, 2008. 400 с.
- Валиева Д. А. Психоэмоциональные особенности пациентов с сахарным диабетом // Вестник современной клинической медицины. 2014. Т. 7. С. 69–77.
- Martinez K., Frazer S. F., Dempster M. et al. Psychological factors associated with diabetes self-management among adolescents with Type 1 diabetes : A systematic review // J. Health Phychol. 2018. Nov. Vol. 23, № 13. P. 1749–1765.