Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


morality

ДУХОВНОСТЬ КАК ВЫСШАЯ ЖИЗНЕУТВЕРЖДАЮЩАЯ ЦЕННОСТЬ

Духовность в статье представлена в качестве высшей жизнеутверждающей ценности и онтологического основания бытия человека. Обосновывается идея, что процесс увеличения духовности в человеке не является автоматическим, не зависящим от воли и желания субъекта. Наоборот, он предполагает определенные усилия и «внутренний подвиг» на пути духовного развития и творческого культивирования духовных состояний человека. Делается вывод, что духовность – особый процесс, который в своей основе не отделен от существования человека и происходит в условиях реальной действительности.

ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ОСМЫСЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Исследуется влияние разных эпох на физическую культуру, связь физической культуры с особенностями различных социо-культурных систем, с их эволюцией на важнейших этапах социально-экономического и культурного развития общества. Физкультурная деятельность представлена как единство духовной и двигательной сторон. Доказывается, что физическая культура формирует гармонию духовных и телесных сил человека.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СПОРТА

В статье рассматриваются философские проблемы спорта, его социокультурные основания. Основной акцент делается на выявление духовно-нравственных детерминант исследуемого феномена. Спортивная деятельность изначально гуманистически ориентирована, и главная задача современной системы физического воспитания и образования заключается в сохранении и развитии этого гуманистического начала

ПРОБЛЕМА МОРАЛИ В ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ Г. ЛАНЦА

В статье рассматривается этическая составляющая философской концепции Генриха Ланца. Являясь представителем «младшего» поколения русского неокантианства, Ланц рассматривает проблему бессмертия как имеющую свое обоснование в этике и вкладывает в понятие бессмертия неокантианскую дуальность

ПРОБЛЕМА ТРАГИЧЕСКОГО В ЭЛЕКТРОННО-ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ: ФУТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В статье анализируются возможности трагического как мощно-
го фактора воздействия на духовно-нравственный мир человека
в сфере электронно-виртуальной (компьютерной) реальности
(ЭВР). ЭВР рассматривается как особый вид «мягкой» реаль-
ности, характеризующейся экзистенциально-конструкторской
функцией, дающей человеку возможность реализовать свои по-
тенции.

Духовность как основание патриотизма в современном российском обществе

В статье рассматривается диалектическая взаимосвязь патриотизма, нравственности и духовности человека. Духовность интерпретируется как главное условие и основа всех нравственных качеств и способностей человека, в том числе патриотизма. В сравнении с патриотизмом как духовным качеством личности духовность предстает как трансцендентальное условие личностного бытия, что позволяет считать ее более фундаментальным и, следовательно, первичным явлением. Исходя из этого, распространенная в литературе идея о том, что патриотизм служит основой духовности, подвергается критике.

Нравственная природа философии

В статье исследуется нравственная природа философии, источником которой служит двойственность человеческого существования. Философия нравственна по своей сути как способ жизни, удерживающий в мысли и поступках противоречивое единство двойственной человеческой природы. Исторически сложились три типа понимания философии: софийный, эпистемический и технематический. Софийный тип понимания философии, впервые сформулированный Пифагором, исходит из идеи любомудрия. Мудрость как полнота знания доступна только Богу. Удел же человека есть вечное стремление к Истине.

И. Кант и Б. В. Раушенбах о познании и нравственности: грани соприкосновения

В XXI в. человечество продолжает активно преобразовывать мир, технический прогресс выдвигает на первое место в качестве мировоззренческой установки рационализм. Конечно, баланс между рационализмом и иррационализмом в одном временном и культурном пространстве труднодостижим, каждый из этих типов периодически преобладает и поэтому оказывает специфическое воздействие на культуру. Периоды смены познавательных и ценностных ориентиров могут сопровождаться кризисными явлениями морально-этического характера.

Философия «нового христианства» Ф. М. Достоевского

Статья посвящена философско-мировоззренческим взглядам Ф. М. Достоевского. Рассматривается правомерность обвинения Достоевского в «новом христианстве». На основании сравнения мыслей самого писателя и полемических высказываний о его творчестве таких философов, как В. С. Соловьёв, В. В. Розанов, Д. С. Мережковский, М. И. Туган-Барановский, дается характеристика «нового христианства» Достоевского.

Нравственная проблематика в русском неокантианстве: специфика становления трансцендентальной философии в России

Статья посвящена сложной проблеме развития русского неокантианства в контексте истории трансцендентальной философии. Очерчивается общая тенденция развития трансцендентальной философии в форме «истории мотивов», выявленная на основе историко-философского анализа. Становление русского неокантианства как оригинального творческого направления обусловлено его развитием в контексте немецкой неокантианской методологии и стремлением русских философов к самостоятельности мышления.

Страницы