Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


самоопределение

СУБКУЛЬТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ: ФУНКЦИИ, ТИПОЛОГИЯ, ПРОБЛЕМЫ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

В статье представлены результаты исследования субкультурного состава образователь-
ной системы. Установлено, что в последнее время у ее субъектов изменяется отношение 
к окружающим их людям иного возраста, к имеющимся потенциальным возможностям 
образовательной  среды,  к  социокультурным  факторам,  оказывающим  влияние  на  их 
развитие. В связи с этим доказано, что к перечню функций субкультур образовательной 
системы необходимо причислить адаптивную, регулятивную,  интегративную и стабили-

КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗА БУДУЩЕГО УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖЬЮ КАК АСПЕКТ ЕЕ СОЦИАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

В статье изложены результаты исследования образа будущего учащейся молодежи в аспекте её социального самоопределения. Представлены результаты эмпирического исследования соотношения образа представлений и социальной идентичности личности.

СООТНОШЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ И ХАРАКТЕРИСТИК САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ СТОЛИЧНЫХ И ПРОВИНЦИАЛЬНЫХ ВУЗОВ

В статье обсуждаются результаты эмпирических исследований соотношения ценностей и характеристик самоопределения. Раскрываются сходство и различия ценностной сферы, соотношения ценности и доступности студентов столичных и провинциальных вузов. Излагаются результаты факторного (двухфакторное решение) анализа смысловой системы студенческой молодежи.

ЭВРИСТИЧЕСКИЙ СМЫСЛ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ В ПЕРСПЕКТИВЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ РОССИИ

Статья посвящена анализу русской национальной идеи в контек-
сте современных реалий, где соединяется новое содержание с
бытием национальной идеи. Подчеркивается, что национальная
идея есть процесс самоосуществления нации как субъекта в
историческом процессе через формирование мы-идентичности.
Утверждается, что национальная идея имеет не только эвристи-
ческий смысл в перспективе самоопределения России, но и все-
мирно-историческое значение.

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАМЕРЕНИЙ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ НА РАННИХ ЭТАПАХ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ

В статье обсуждаются результаты эмпирического исследования особенностей профессиональных намерений студентов-психологов, рассматривается проблема отношения студентов к своей профессиональной деятельности. Анализируются мотивы обучения студентов, выявляется и изучается динамика их профессиональных намерений. Рассматриваются вопросы, касающиеся специфики представлений будущих специалистов об избранной профессии 

Философия – путь к себе

В статье анализируются проблемы философского мышления в контексте современного мировоззрения человека. Рассуждение строится на рассмотрении философии в качестве формы духовной культуры наравне с наукой, искусством и религией. Подчеркивается актуальность философского познания в наше время. Ставится цель определить роль и место философии в системе взаимодействия личности и общества. Современный человек оказывается в мире, где его существование безальтернативно подчиняется власти жестких социальных, культурных, технологических систем, где ему все труднее найти себе место.