Для цитирования:
Рогачева О. В. Условия эффективной педагогической поддержки обучающихся в процессе их самоопределения в ситуациях активного и интерактивного обучения // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2024. Т. 24, вып. 3. С. 353-358. DOI: 10.18500/1819-7671-2024-24-3-353-358, EDN: BDBWOI
Условия эффективной педагогической поддержки обучающихся в процессе их самоопределения в ситуациях активного и интерактивного обучения
Введение. Тенденция к повышению роли самостоятельной учебной деятельности обучающихся актуализировало поиск и внедрение эффективных условий их педагогической поддержки в процессе использования педагогом активных и интерактивных методов обучения. Теоретический анализ исследований позволил заключить, что педагогическую поддержку необходимо рассматривать как создание педагогом определенных условий для самостоятельной работы обучающихся с целью формирования у них стимулов к самоопределению посредством выбора ими индивидуальных и(или) групповых образовательных траекторий. Эмпирический анализ. Для проверки предположения о том, что активные и интерактивные методы обучения обладают значительным потенциалом для педагогического обеспечения процесса самоопределения обучающихся, было проведено исследование, в котором участвовали студенты двух групп I курса СГМУ им. В. И. Разумовского (N = 20), в рамках преподавания учебной теоретической дисциплины. Заключение. Исследование позволило сделать вывод о том, что эффективными условиями педагогической поддержки являются: доверительное диалогическое взаимодействие педагогов и обучающихся, педагогическое консультирование обучающихся по их запросу, организация работы над групповым проектом с использованием активных и интерактивных методов группового учебного взаимодействия; предоставление возможности разработки и реализации индивидуальной образовательной траектории в рамках работы над групповым проектом.
- Александрова Е. А. Педагогическое сопровождение самоопределения старших школьников. М. : НИИ школьных технологий, 2010. 336 с.
- Леонтьев Д. А. Саморегуляция, ресурсы и личностный потенциал // Сибирский психологический журнал. 2016. № 62. С. 18–37. https://doi.org/10.17223/17267080/62/3
- Мудрик А. В. Воспитание как составная часть процесса социализации // Вестник ПСТГУ. Серия IV : Педагогика. Психология. 2008. № 3 (10). С. 7–24.
- Никитина Н. Н. Становление культуры профессионально-личностного самоопределения учителя. М. : Прометей, 2002. 314 с.
- Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М. : Педагогика, 1973. 423 с.
- Давыдов В. В., Маркова А. К., Ломпшер И. Формирование учебной деятельности школьников / под ред. В. В. Давыдова. М. : Педагогика, 1982. 216 с.
- Газман О. С. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. М. : Инноватор, 1995. 103 с.
- Михайлова Н. Н., Юсфин С. М., Александрова Е. А. Педагогическая поддержка ребенка в образовании : учебное пособие для студентов высших учебных заведений /под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. М. : Академия, 2006. 189 с.
- Александрова Е. А. Педагогическая поддержка культурного самоопределения как составляющая педагогики Свободы. Саратов : Издательство Саратовского университета, 2003. 199 с.
- Архипова А. А. Социально-педагогическое сопровождение детей, оставшихся без попечения родителей, в процессе социализации : дис. … канд. пед. наук. СПб., 2005. 187 с.
- Михайлова Н. Н. Педагогическая поддержка самостановления ребенка // Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства : материалы научно-практического семинара. Новосибирск : Новосибирский государственный педагогический университет, 2015. 261 c.
- Еременко В. Т. Применение активных и интерактивных методов обучения при организации образовательного процесса : учебно-методическое пособие для высшего профессионального образования. Орёл : Госуниверситет-УНПК, 2015. 50 с.
- Еромасова А. А. Общая психология. Методы активного обучения : учебное пособие для вузов. М. : Юрайт, 2022. 182 с.
- Дубовицкая Т. Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации // Психологическая наука и образование. 2002. № 2 (7). С. 42–45.