Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Рогачева О. В. Условия эффективной педагогической поддержки обучающихся в процессе их самоопределения в ситуациях активного и интерактивного обучения // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2024. Т. 24, вып. 3. С. 353-358. DOI: 10.18500/1819-7671-2024-24-3-353-358, EDN: BDBWOI

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 1)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
37.064.2+37.091.3
EDN: 
BDBWOI

Условия эффективной педагогической поддержки обучающихся в процессе их самоопределения в ситуациях активного и интерактивного обучения

Авторы: 
Рогачева Ольга Викторовна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

Введение. Тенденция к повышению роли самостоятельной учебной деятельности обучающихся актуализировало поиск и внедрение эффективных условий их педагогической поддержки в процессе использования педагогом активных и интерактивных методов обучения. Теоретический анализ исследований позволил заключить, что педагогическую поддержку необходимо рассматривать как создание педагогом определенных условий для самостоятельной работы обучающихся с целью формирования у них стимулов к самоопределению посредством выбора ими индивидуальных и(или) групповых образовательных траекторий. Эмпирический анализ. Для проверки предположения о том, что активные и интерактивные методы обучения обладают значительным потенциалом для педагогического обеспечения процесса самоопределения обучающихся, было проведено исследование, в котором участвовали студенты двух групп I курса СГМУ им. В. И. Разумовского (N = 20), в рамках преподавания учебной теоретической дисциплины. Заключение. Исследование позволило сделать вывод о том, что эффективными условиями педагогической поддержки являются: доверительное диалогическое взаимодействие педагогов и обучающихся, педагогическое консультирование обучающихся по их запросу, организация работы над групповым проектом с использованием активных и интерактивных методов группового учебного взаимодействия; предоставление возможности разработки и реализации индивидуальной образовательной траектории в рамках работы над групповым проектом.

Список источников: 
  1. Александрова Е. А. Педагогическое сопровождение самоопределения старших школьников. М. : НИИ школьных технологий, 2010. 336 с.
  2. Леонтьев Д. А. Саморегуляция, ресурсы и личностный потенциал // Сибирский психологический журнал. 2016. № 62. С. 18–37. https://doi.org/10.17223/17267080/62/3
  3. Мудрик А. В. Воспитание как составная часть процесса социализации // Вестник ПСТГУ. Серия IV : Педагогика. Психология. 2008. № 3 (10). С. 7–24.
  4. Никитина Н. Н. Становление культуры профессионально-личностного самоопределения учителя. М. : Прометей, 2002. 314 с.
  5. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М. : Педагогика, 1973. 423 с.
  6. Давыдов В. В., Маркова А. К., Ломпшер И. Формирование учебной деятельности школьников / под ред. В. В. Давыдова. М. : Педагогика, 1982. 216 с.
  7. Газман О. С. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. М. : Инноватор, 1995. 103 с.
  8. Михайлова Н. Н., Юсфин С. М., Александрова Е. А. Педагогическая поддержка ребенка в образовании : учебное пособие для студентов высших учебных заведений /под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. М. : Академия, 2006. 189 с.
  9. Александрова Е. А. Педагогическая поддержка культурного самоопределения как составляющая педагогики Свободы. Саратов : Издательство Саратовского университета, 2003. 199 с.
  10. Архипова А. А. Социально-педагогическое сопровождение детей, оставшихся без попечения родителей, в процессе социализации : дис. … канд. пед. наук. СПб., 2005. 187 с.
  11. Михайлова Н. Н. Педагогическая поддержка самостановления ребенка // Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства : материалы научно-практического семинара. Новосибирск : Новосибирский государственный педагогический университет, 2015. 261 c.
  12. Еременко В. Т. Применение активных и интерактивных методов обучения при организации образовательного процесса : учебно-методическое пособие для высшего профессионального образования. Орёл : Госуниверситет-УНПК, 2015. 50 с.
  13. Еромасова А. А. Общая психология. Методы активного обучения : учебное пособие для вузов. М. : Юрайт, 2022. 182 с.
  14. Дубовицкая Т. Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации // Психологическая наука и образование. 2002. № 2 (7). С. 42–45. 
Поступила в редакцию: 
17.04.2024
Принята к публикации: 
03.06.2024
Опубликована: 
30.09.2024