Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Александрова Е. А. СУБКУЛЬТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ: ФУНКЦИИ, ТИПОЛОГИЯ, ПРОБЛЕМЫ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2015. Т. 15, вып. 2. С. 25-?. DOI: 10.18500/1819-7671-2015-15-2-25-31

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 16)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья

СУБКУЛЬТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ: ФУНКЦИИ, ТИПОЛОГИЯ, ПРОБЛЕМЫ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

Авторы: 
Александрова Екатерина Александровна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

В статье представлены результаты исследования субкультурного состава образователь-
ной системы. Установлено, что в последнее время у ее субъектов изменяется отношение 
к окружающим их людям иного возраста, к имеющимся потенциальным возможностям 
образовательной  среды,  к  социокультурным  факторам,  оказывающим  влияние  на  их 
развитие. В связи с этим доказано, что к перечню функций субкультур образовательной 
системы необходимо причислить адаптивную, регулятивную,  интегративную и стабили-
зирующую. Показана структура субкультуры, факторы ее привлекательности  для окру-
жающих. Описана авторская типология субкультур. Выделены открытая, компромиссная, 
самодостаточная, ломающая, закрытая субкультуры и приведены их краткие характе-
ристики. Приведены перечень этапов самоопределения в культуре и его субкультурная 
специфика. Смена субкультур рассматривается как процесс самоопределения личности. 

Список источников: 

1.  Александрова  Е.  А.  Формирование  картины  мира 
ребенка и его педагогическое сопровождение // Изв. 
Сарат.  ун-та.  Нов.  сер.  Акмеология  образования. 
Психология развития. 2012. Т. 1, вып. 2. С. 41–44.
2.  Кон  И.  С.  Психология  ранней  юности.  М.,  1989. 
356 с.
3.  Мудрик А. В. Время поисков и решений, или старше-
классникам о них самих : кн. для учащихся. М., 1990. 
191 с.
4.  Шустова И. Ю. Детско-взрослая общность как усло-
вие становления ценностно-смысловой ориентации 
ребёнка  //  Вестн.  Православного  Свято-Тихонов-
ского  гум.  ун-та.  Сер.  4.  Педагогика.  Психология. 
2013. № 28 (1). С. 51-61.
5.  Александрова Е. А. Социокультурные возможности 
образовательного пространства и детско-взрослых со-
обществ в контексте формирования у ребенка духов-
но-нравственной культуры //Вестн. Православного 
Свято-Тихоновского гум. ун-та. Сер. 4. Педагогика. 
Психология. 2014. № 35 (4). С. 52-59.
6.  Мяло К. Уроки Эйзеля // Иностранная литература. 
1987. № 1. С. 177-185.
7.  Шамионов Р. М. Субъектность личности в процессе 
социализации  в  изменяющихся  условиях  бытия  и 
субъективное благополучие // Изв. Сарат. ун-та. Нов. 
сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2008. 
Т. 8, вып. 2. С. 105-109.
8.  Александрова Е. А. Образовательное пространство :
на перекрёстке субкультур // Народное образование. 
2009. № 8. С. 234-238.
9.  Рягузова Е. В. Диссоциация и персонификация ре-
презентации «герой» у современных подростков // 
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Акмеология образования. 
Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 3. С. 273-277.
10. Крылова Н. Б. Культурные практики ребенка в обра-
зовании с позиции понимающей педагогики // Новые 
ценности образования. 2009. № 4. С. 7-20.
11.  Бородина  О.  О  подходе  к  исследованию  детской 
субкультуры // Социологические проблемы художе-
ственной жизни. М., 1993. С. 128-132.
12. Соколов К. Б. Зачем нужно изучать социокультурную 
стратификацию общества // Социологические проб-
лемы художественной жизни. М., 1993. С. 17-50.
13. Каган М. С. Мир общения : проблема межсубъектных 
отношений. М., 1988. 319 с.