разум

Идея проблемности и эйдетическое познание

В центре анализа находятся феномен проблемности в процессе эволюции рациональных структур познания, выступающий как всеобщее требование, которое характеризует познавательный процесс, взаимосвязь рациональной и иррациональной ступеней освоения мира в виде эйдетического познания. Принцип проблемности рассматривается в контексте решения проблем научной деятельности. Определяется место творчества в идее проблемности и самой проблемности в творческом процессе в рамках феноменологической научно-исследовательской программы.

ФИЛОСОФИЯ КАК ПРЕВРАЩЕННАЯ ФОРМА НАУЧНОГО РАЦИОНАЛИЗМА: РАДИКАЛЬНЫЕ НОВАЦИИ НЕМЕЦКОЙ КЛАССИКИ

В статье посредством философской и методологической экспли-
кации важнейших радикальных философских новаций, представ-
ленных в гносеологических исследованиях немецких классиков,
дано обоснование философии как превращенной формы научно-
го рационализма данной эпохи. Исследуя границы компетенции
разума, Кант сужает их; в гегелевской логико-исторической ин-
терпретации феномен научного поступательного движения рас-
крывается как целостное, преемственное и растущее во времени
связное «тело» научного знания.

ФЕНОМЕН ГРАНИЦЫ КАК ОСНОВАНИЕ ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТИ РАЗУМА И ПРЕДМЕТНОГО ВОСПРИЯТИЯ РЕАЛЬНОСТИ

Работа посвящена философскому анализу феномена «граница». Автор ставит вопрос о границе как чистом бессодержательном символе, выражающем сущностный смысл символического. Граница рассматривается в качестве базовой абстракции - источника формирования рефлексии как когнитивного и эпистемологического инструмента и основания множественности (восприятия многообразия материального мира). В связи с произведенным анализом дается определение разума как сущности «живого», благодаря способности к различению границ обретающего возможность индивидуализации в конкретном теле (единичном организме).

Психическое расстройство как следствие социальных трансформаций: философское осмысление медико-антропологических исследований

Целью статьи является философское осмысление результатов медико-антропологических исследований, посвященных проблематике психических расстройств в контексте социальных трансформаций. Следуя традиции, проложенной философской работой М. Фуко об истории безумия в Новое время, автор предлагает продолжить практику осмысления наиболее значительных «фрагментов безумия» в современном мире. Этот подход предполагает поддержание диалога с другими формами мысли, в том числе такой дисциплиной, как медицинская антропология.

ТЕОРИЯ КАК СОЗЕРЦАНИЕ: К ИСТОКАМ ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЯ

Статья посвящена рассмотрению происхождения и этимологии 
термина  «созерцание»,  а  также  изучению  истоков  его  проис-
хождения.    Автором  отождествляются  понятия  «теория»  и  «со-
зерцание», дается рабочее определение понятия «созерцание», 
обозначаются греческие и римские корни исследуемого понятия. 
В качестве истоков происхождения понятия «созерцание» авто-
ром  предлагается  рассмотреть  три  варианта  его  трактовки.  К 
таковым следует отнести понимание созерцания как стремления 

ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИСТИНЫ И СВОБОДЫ

В статье представлено соотношение истины и интеллектуаль-
ной свободы. В центре анализа находятся специфика свободы 
в контексте эволюции рациональных структур познания, взаи-
мосвязь нормативной коммуникации и свободы, роль разума в 
развитии форм свободы познания. Познание рассматривается 
в контексте решения проблем человеческого бытия в мире, при 
этом раскрывается значение категорий свободы и истины для 
понимания природы субъекта знания; в частности, исследуются 
проблема объективности научного знания и вопросы формиро-