Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Стеклова И. В. Идея проблемности и эйдетическое познание // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2018. Т. 18, вып. 4. С. 410-413. DOI: 10.18500/1819-7671-2018-18-4-410-413

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 51)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
111

Идея проблемности и эйдетическое познание

Авторы: 
Стеклова Ирина Владимировна, Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю. А
Аннотация: 

В центре анализа находятся феномен проблемности в процессе эволюции рациональных структур познания, выступающий как всеобщее требование, которое характеризует познавательный процесс, взаимосвязь рациональной и иррациональной ступеней освоения мира в виде эйдетического познания. Принцип проблемности рассматривается в контексте решения проблем научной деятельности. Определяется место творчества в идее проблемности и самой проблемности в творческом процессе в рамках феноменологической научно-исследовательской программы. Творческий акт представлен как наиболее концентрированное выражение эффективной работы компонентов мыслительной системы человека. Научное творчество исследуется как ситуация, в которой внерациональное и рациональное соединены парадоксальным образом. Утверждается, что методология исследования научного познания, предлагаемая в рамках трансцендентальной философии, оказывается наиболее адекватной при анализе неоднозначных процессов в науке, что проблема идеальных условий возможностей науки, поставленная Э. Гуссерлем, отличающаяся от объективно логических условий, является видоизменением последних, принадлежащих к чистому содержанию познания. Благодаря их видоизменениям знания становятся плодотворными для критики научного познания и его логического нормирования. При этом принцип проблемности приводит к разрешению противоречий между рациональным и чувственным уровнями познания.

Список источников: 

1. Гегель Г. В. Ф. Наука логики // Гегель Г. В. Ф. Соч. : в 14 т. М., 1937. Т. 5. 716 с.

2. Гасилин В. Н. Принципы в структуре философского знания. Саратов, 1987. 157 с.

3. Платон. Гиппий Больший // Платон. Соч. : в 3 т. М., 1968. Т. 1, ч. 1. С. 149-186.

4. Пригожин И. От существующего к возникающему : время и сложность в физических науках. М., 1985. 327 с.

5. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994. С. 101-126.

6. Гуссерль Э. Логические исследования. Пролегомены к чистой логике // Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994. С. 175-353.