рациональность

Экзистенция свободы Н. А. Бердяева и Л. И. Шестова: сравнительный анализ

В статье рассматривается проблема религиозного характера экзистенциальной философии Н. А. Бердяева и Л. И. Шестова. Проведен сравнительный анализ их концепций по отношению к христианскому толкованию свободы. Констатируется, что понятие «свобода» может не только выражаться своим собственным смысловым значением (семантикой), но и рефлексироваться интуитивным опытом экзистенциального познания. Так, субстанциональная свобода в личностном восприятии Н. Бердяева и Л. Шестова противоположна сущности материально-рационалистического понимания. В частности, с позиций Н. А.

Идея проблемности и эйдетическое познание

В центре анализа находятся феномен проблемности в процессе эволюции рациональных структур познания, выступающий как всеобщее требование, которое характеризует познавательный процесс, взаимосвязь рациональной и иррациональной ступеней освоения мира в виде эйдетического познания. Принцип проблемности рассматривается в контексте решения проблем научной деятельности. Определяется место творчества в идее проблемности и самой проблемности в творческом процессе в рамках феноменологической научно-исследовательской программы.

ФЕНОМЕН РАЦИОНАЛЬНОСТИ В КУЛЬТУРЕ

В статье рассматривается рациональность как теоретический концепт и явление и ценность культуры. Проводится анализ исторических типов рациональности в культуре; обозначается идея сохранения обновленной рациональности в культуре.

ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИСТИНЫ И СВОБОДЫ

В статье представлено соотношение истины и интеллектуаль-
ной свободы. В центре анализа находятся специфика свободы 
в контексте эволюции рациональных структур познания, взаи-
мосвязь нормативной коммуникации и свободы, роль разума в 
развитии форм свободы познания. Познание рассматривается 
в контексте решения проблем человеческого бытия в мире, при 
этом раскрывается значение категорий свободы и истины для 
понимания природы субъекта знания; в частности, исследуются 
проблема объективности научного знания и вопросы формиро-

ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

В  последние  десятилетия  в  работах  российских  философов 
всё чаще делаются ссылки на психологию, которая в своих экс-
периментах  якобы  подтверждает  установки  субъективистской 
эпистемологии, хотя сами психологи не претендовали и не пре-
тендуют на повышение статуса психологии восприятия до уров-
ня  эпистемологии.  Возрождение  субъективизма,  психологиз-
ма, релятивизма и скептицизма в обличии телесного подхода
осознанно  или  неосознанно,  но  неизбежно  ведёт  к  агности-

РОЛЬ РАЦИОНАЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ТРАНСФОРМАЦИИ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ МИФОЛОГИИ

В статье рассматривается трансформация системы социальной 
мифологии  под  воздействием  рациональности.  Система  соци-
альной мифологии представлена как совокупность онтологиче-
ской,  гносеологической,  аксиологической  и  праксиологической 
подсистем.  Рациональные  составляющие  с  развитием  науки 
проникают  в  социальную  мифологию,  изменяя  содержание  её 
основных  свойств:  от  распада  синкретизма  в  Античности  до 
возникновения  мифологии  массового  человека  в  XX  в.  Особое