рациональность

СТАНОВЛЕНИЕ СЕКУЛЯРНОГО ОБЩЕСТВА: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В статье рассматриваются концептуальные основания исследования процесса секуляризации, в частности, указывается, что М. Вебер впервые связывает секуляризацию с модернизационными процессами в европейском обществе, а также с движением магии к рациональности. Выявление последствий секуляризации является актуальной задачей социально-философской мысли.

Феноменология рационального и иррационального мышления

 В статье рассматривается феноменологическая структура разных типов мышления: рационального, инструментального, иррационального, магического, эстетического, этического. Выявляются модальности сознания, определяющие развитие того или иного образа мышления, а также условия и формы их раскрытия в разных социальных и культурных условиях общественного воспроизводства. Рассматриваются знаковость и направленность развития феноменологии иррационального мышления в условиях современных социально-политических реалий России.

Ценностные факторы склонности к риску у курсантов военного вуза на разных этапах военно-профессиональной социализации

Изучение роли ценностей через призму проблематики риска и рискованного поведения в процессе военно-профессиональной социализации у курсантов – интересная и важная задача социальной психологии. Приверженность определенным базовым общечеловеческим ценностям, формирование готовности пойти ради них на риск или, наоборот, их неприятие существенно влияют на успешное выполнение служебной деятельности военнослужащих, а следовательно, на общество и государство в целом.

Рациональная деятельность современной личности и смысл ее «разумности»

Статья посвящена анализу понимания современной личностью смысла «разумности» своей рациональной деятельности. По мнению автора, достижение поставленной цели невозможно без решения задачи по изучению эпистемологического основания доминирующей в системе цивилизационных ценностей постнеклассической рациональности, так как в основании смысла «разумности» всегда находится определенный тип рациональности. Особое внимание обращается на такие инструменты познавательной деятельности личности, как информация и знание.

Экзистенция свободы Н. А. Бердяева и Л. И. Шестова: сравнительный анализ

В статье рассматривается проблема религиозного характера экзистенциальной философии Н. А. Бердяева и Л. И. Шестова. Проведен сравнительный анализ их концепций по отношению к христианскому толкованию свободы. Констатируется, что понятие «свобода» может не только выражаться своим собственным смысловым значением (семантикой), но и рефлексироваться интуитивным опытом экзистенциального познания. Так, субстанциональная свобода в личностном восприятии Н. Бердяева и Л. Шестова противоположна сущности материально-рационалистического понимания. В частности, с позиций Н. А.

Идея проблемности и эйдетическое познание

В центре анализа находятся феномен проблемности в процессе эволюции рациональных структур познания, выступающий как всеобщее требование, которое характеризует познавательный процесс, взаимосвязь рациональной и иррациональной ступеней освоения мира в виде эйдетического познания. Принцип проблемности рассматривается в контексте решения проблем научной деятельности. Определяется место творчества в идее проблемности и самой проблемности в творческом процессе в рамках феноменологической научно-исследовательской программы.

ФЕНОМЕН РАЦИОНАЛЬНОСТИ В КУЛЬТУРЕ

В статье рассматривается рациональность как теоретический концепт и явление и ценность культуры. Проводится анализ исторических типов рациональности в культуре; обозначается идея сохранения обновленной рациональности в культуре.

ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИСТИНЫ И СВОБОДЫ

В статье представлено соотношение истины и интеллектуаль-
ной свободы. В центре анализа находятся специфика свободы 
в контексте эволюции рациональных структур познания, взаи-
мосвязь нормативной коммуникации и свободы, роль разума в 
развитии форм свободы познания. Познание рассматривается 
в контексте решения проблем человеческого бытия в мире, при 
этом раскрывается значение категорий свободы и истины для 
понимания природы субъекта знания; в частности, исследуются 
проблема объективности научного знания и вопросы формиро-

ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

В  последние  десятилетия  в  работах  российских  философов 
всё чаще делаются ссылки на психологию, которая в своих экс-
периментах  якобы  подтверждает  установки  субъективистской 
эпистемологии, хотя сами психологи не претендовали и не пре-
тендуют на повышение статуса психологии восприятия до уров-
ня  эпистемологии.  Возрождение  субъективизма,  психологиз-
ма, релятивизма и скептицизма в обличии телесного подхода
осознанно  или  неосознанно,  но  неизбежно  ведёт  к  агности-

РОЛЬ РАЦИОНАЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ТРАНСФОРМАЦИИ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ МИФОЛОГИИ

В статье рассматривается трансформация системы социальной 
мифологии  под  воздействием  рациональности.  Система  соци-
альной мифологии представлена как совокупность онтологиче-
ской,  гносеологической,  аксиологической  и  праксиологической 
подсистем.  Рациональные  составляющие  с  развитием  науки 
проникают  в  социальную  мифологию,  изменяя  содержание  её 
основных  свойств:  от  распада  синкретизма  в  Античности  до 
возникновения  мифологии  массового  человека  в  XX  в.  Особое