Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Калинина Г. Н. ФИЛОСОФИЯ КАК ПРЕВРАЩЕННАЯ ФОРМА НАУЧНОГО РАЦИОНАЛИЗМА: РАДИКАЛЬНЫЕ НОВАЦИИ НЕМЕЦКОЙ КЛАССИКИ // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2011. Т. 11, вып. 4. С. 7-?. DOI: 10.18500/1819-7671-2011-11-4-7-10

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 7)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья

ФИЛОСОФИЯ КАК ПРЕВРАЩЕННАЯ ФОРМА НАУЧНОГО РАЦИОНАЛИЗМА: РАДИКАЛЬНЫЕ НОВАЦИИ НЕМЕЦКОЙ КЛАССИКИ

Авторы: 
Калинина Галина Николаевна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

В статье посредством философской и методологической экспли-
кации важнейших радикальных философских новаций, представ-
ленных в гносеологических исследованиях немецких классиков,
дано обоснование философии как превращенной формы научно-
го рационализма данной эпохи. Исследуя границы компетенции
разума, Кант сужает их; в гегелевской логико-исторической ин-
терпретации феномен научного поступательного движения рас-
крывается как целостное, преемственное и растущее во времени
связное «тело» научного знания.

Список источников: 

1 Уэбстер Ч. От Парацельса до Ньютона. Магия и
формирование современной науки // Современные
историко-научные исследования (Ньютон). М., 1984.
С. 279.
2 См.: Койре А. Очерки истории философской мысли. М.,
1985. С. 21–22.
3 Кант И. Грезы духовидца, проясненные грезами мета-
физики // Кант И. Соч. : в 6 т. М., 1964. Т. 2. С. 292.
4 Там же.
5 Некоторые исследователи полагают, что под «крити-
кой» сам Кант понимает точное выяснение познава-
тельной способности, к которой обращается каждая
отрасль знания и философия, а также исследование
границ, за пределы которых не может простираться
(в силу устройства самого сознания) компетенция
теоретического и практического разума, философии
искусства и философии природы. Причем вторая
установка смещала предшествующую философскую
проблематику в направлении приоритетности теории
познания как основной философской науки, которая
имеет первостепенной задачей ограничение компетен-
ции разума (см.: Асмус В .Ф. Философия Иммануила
Канта. М., 1957. С. 22).
6 Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Соч. : в 6 т.
М., 1964. Т. 4. С. 334.
7 Там же.
8 Там же. С. 335.
9 Там же. С. 67.
10 Петров М. К. Историко-философские исследования.
М., 1996. С.369.
11 Кант И. Соч. : в 6 т. М., 1964. Т. 3. С. 193.
12 Так, например, исследования, проведенные в Лундском
университете (Швеция), свидетельствуют о том, что
многие фундаментальные константы (такие как гра-
витационная постоянная, масса электронов и др.), тео-
ретически обоснованные и связанные с идеей априор-
ности, в действительности, меняются во времени. А это
означает, что модель Большого взрыва, выстроенная
на логике необходимости, предполагает в дальнейшем
необходимость изменения. Так что идея априорности,
выдвинутая Кантом и подвергаемая критике во времен
позитивизма, вполне своевременна и сегодня.
13 Гегель Г. В .Ф. Соч. : в 14 т. М., 1931. Т. 5. С. 34.
14 См.: Петров К. М. Указ. соч.