Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


адаптация

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ НАСТАВНИЧЕСТВА КАК ФОРМЫ ИНТЕГРАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ

В данной статье проводится анализ наставничества как способа интеграции профессионального развития и служебной деятельности в системе государственной гражданской службы в Российской Федерации. На основе обзора современной литературы (2020-2025 гг.), нормативно-правовой базы и эмпирических данных мы рассмотрим роль наставничества в повышении эффективности кадровой политики, ускорения адаптации новых должностных лиц, снижения кадровой текучести.

Уровень развития социального интеллекта как ресурс готовности личности к социальным взаимодействиям

Введение. Отражена актуальность исследования социального интеллекта и психологических ресурсов успешного социального взаимодействия. Цель – изучить особенности взаимосвязи социального интеллекта спортсменов команд с низким, средним и высоким уровнем его развития с потенциальными ресурсами и критериями готовности к взаимодействию. Теоретический анализ. Проанализированы современные исследования социального интеллекта.

ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ КАК СИСТЕМНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ СИТУАЦИИ БОЛЕЗНИ

Статья  посвящена  анализу  субъективных  характеристик  си-
туации  болезни  у  больных  ишемической  болезнью  сердца  с 
точки зрения оценки качества жизни. Качество жизни рассмо-
трено  как  междисциплинарное  понятие.  Автор  подчеркивает 
значимость  оценки  качества  жизни  в  контексте  восприятия 
ситуации  болезни  как  преграды  в  самореализации  и  транс-
формации адаптационных стратегий. Исследована специфич-
ность  оценки    качества  жизни  и  его  роли  в  трансформации 

СЕМЕЙНАЯ ПОДДЕРЖКА В КОНТЕКСТЕ ВНУТРЕННЕЙ КАРТИНЫ БОЛЕЗНИ БОЛЬНЫХ ОНКОЛОГИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ РЕПРОДУКТИВНОЙ СИСТЕМЫ

Болезнь как трудная жизненная ситуация в контексте жизнен-
ного пути личности предъявляет к ее внутренней целостности и 
активности повышенные требования. Происходящие трансфор-
мации  социальных  взаимодействий  могут  усугублять  ограни-
чения физических возможностей или стимулировать адаптаци-
онную активность. Семейные отношения можно рассматривать 
как возможный ресурс адаптации к ситуации тяжелых сомати-
ческих заболеваний, к которым в том числе относятся онколо-

АДАПТАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ КУРСАНТА-ЛЕТЧИКА

В статье рассматриваются характеристики адаптации курсанта-летчика в ходе профес-
сионального становления, раскрываются виды, механизм и показатели адаптации. Ут-
верждается, что развитие личности проходит три фазы: адаптации, индивидуализации, 
интеграции. Учитывая специфику летного вуза, выделяются виды адаптации: по виду 
деятельности  и  внешнему  воздействию  –  военно-профессиональная  деятельность 
курсанта (образовательная (учебно-воспитательная и летная; военно-научная; команд-

УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ

Cтатья посвящена исследованию адаптации студентов первого курса к учебным нагрузкам. Показаны сущностные характеристики инициативности студента: структурные компоненты дан- ного интегративного качества, их взаимосвязь и соответствующие критерии, а также уровни сформированности, что делает возможным поиск оптимальных путей профессионального образования, раскрывающих потенциал личности обучаемого. При субъективном подходе для оценки психофизиологических состояний применялся метод, ориентированный на анализ субъективных переживаний.

ПОНЯТИЕ "СИТУАЦИЯ БОЛЕЗНИ" - ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ

В статье рассматривается феномен болезни как сложная многопричинная система взаимовлияющих факторов. В связи с этим необходим анализ той объективной социальной ситуации развития (Л.С. Выготский), в которую ставит человека хроническое соматическое заболевание. Автором было разработано и апробировано понятие «ситуация болезни», включающее в себя: объективный компонент ?

МЕТАСИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

В статье анализируется феномен школьной адаптации с точки зрения системного и метасистемного подхода. Обосновывается выделение субсистем школьной адаптации, которая в школе представлена как часть более общей системы. Раскрыто содержание высшего уровня развития системы школьной адаптации - метасистемного уровня.

ПЕРЦЕПЦИЯ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ КАК ВЫРАЖЕНИЕ АДАПТАЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ

В статье рассматривается субъективное восприятие переживания здоровья и болезни в зависимости от выраженности алекситимии. Автором предлагается описание двух основных стратегий переживания этих состояний: активной и пассивной. Выявленные особенности уточняют представления о внутренней картине здоровья и болезни как едином адаптационном процессе, реализующем как самоотношение, так и отношение к миру и являющемся частью адаптационного потенциала личности. 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКИМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ, С ДОМИНИРОВАНИЕМ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ В ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ СИТУАЦИИ

Выявлены взаимосвязи различных психологических характеристик личности с особенностями эмоциональной сферы, проявляющейся в ситуации экзамена. Показано, что специфически неблагоприятные личностно-психологические особенности присущи студентам с различным полюсом эмоций.

Страницы