Для цитирования:
Иванова Д. Н. УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2017. Т. 17, вып. 3. С. 348-?. DOI: 10.18500/1819-7671-2017-17-3-348-353
УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ
Cтатья посвящена исследованию адаптации студентов первого курса к учебным нагрузкам. Показаны сущностные характеристики инициативности студента: структурные компоненты дан- ного интегративного качества, их взаимосвязь и соответствующие критерии, а также уровни сформированности, что делает возможным поиск оптимальных путей профессионального образования, раскрывающих потенциал личности обучаемого. При субъективном подходе для оценки психофизиологических состояний применялся метод, ориентированный на анализ субъективных переживаний. В исследовании использовалась шкала реактивной тревоги Ч. Спилбергера, в которой баллы присваиваются суждениям в обратном порядке, по убыванию. Анкетирование проводилось на втором курсе по итогам адаптации на первом. Результаты исследования имеют прикладное значение и могут быть использованы в сфере профессионального образования кураторами и преподавателями для успешной организации работы по адаптации студентов. Администрация вуза может учитывать специфику адаптивного процесса применительно к первокурсникам при планировании учебного и воспитательного процессов и организовать мониторинг качества обучения. Педагоги-исследователи, опираясь на результаты этой работы, могут расширить или углубить эксперимент, изучая эту проблему на других курсах или направлениях подготовки. От своевременной помощи куратора в адаптации первокурсников зависит личностное развитие студента как будущего специалиста.
1. Самышин А. В. Воспитание в вузе // Технология и про- дукты здорового питания : Материалы IX междунар. науч.-практ. конф., посв. 20-летию специальности «Технология продукции и организация общественного питания» / под ред. И. В. Симаковой. Саратов, 2015. С. 366–368.
2. Ворожцова Е. С., Балахонова Е. Г., Гурьянова М. Н. Метод проектов как способ адаптации первокурскников к обучению в фармацевтическом вузе // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. С. 7–27.
3. Иванова З. И. Воспитательный потенциал образовательной среды учреждения для формирования активной жизненной позиции обучающихся // Актуальные проблемы воспитания в образовательном процессе вуза : сб. ст. всерос. науч.-практ. конф. / под ред. О. М. Поповой. 2016. С. 50–55.
4. Васильева С. В. Адаптация студентов к вузам с раз- личными условиями обучения // Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях : психология и педагогика в общественной практике : сб. науч. тр. СПб., 2000. С. 84–93.
5. Панихина А. В. Оценка адаптации студентов-перво- курсников к обучению в вузе. URL: http://festival. 1september.ru/articles/513384/ (дата обращения: 18.09.2013).
6. Бороздина А. В. «Рука помощи», или Как организовать и провести кураторский час // Фундаментальные и прикладные исследования в высшей аграрной школе : Материалы конф. проф.-препод. состава и аспирантов по итогам науч.-исслед., учеб.-метод. и воспитат. работы ФГБОУ ВПО «Саратовский ГАУ» по итогам 2014 г., проходившей 16–26 февраля 2015 г. / под ред. И. Л. Воротникова, М. В. Муравьевой. Саратов, 2015. Вып. 5. С. 20–22.
7. Психодиагностика стресса : практикум / сост. Р. В. Ку- приянов, Ю. М. Кузьмина. Казань, 2012. 212 с.