Образец для цитирования:

Данилов С. А., Ручин В. А. Рискогенность образования и социокультурный потенциал общества в условиях цифровизации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Психология. Философия. Педагогика. 2020. Т. 20, вып. 1. С. 10-14. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2020-20-1-10-14


Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Рубрика: 
УДК: 
316.74
Язык публикации: 
русский

Рискогенность образования и социокультурный потенциал общества в условиях цифровизации

Объектом исследования авторов выступает современное общество, в котором цифровизация инициирует бесконечную смену ситуаций, производных от развития информационно-технологической среды. Цифровизация трансформирует системные социальные процессы, локальные практики и такую стратегически важную сферу, как образование, наиболее чувствительную к состоянию неопределенности. Поскольку неопределенность порождает экзистенциальные риски при исследовании рискогенности образования, возникает потребность в антропологическом подходе к анализу повседневности. Авторам представляется перспективным использование потенциала рискологических концепций к анализу динамики современного образования. Внимание акцентируется на институциональном и ценностном измерении, определяется важная роль ситуационности. Выявляются риски индивидуализации, рационализации и технологизации образования как ситуаций, отличающихся нестабильностью, несущих в себе потенциал как угроз и опасностей, так и перспектив и возможностей. Этим подтверждается противоречивый характер происходящих в образовании неизбежных изменений, которые несут общественному развитию и новый тип рациональности. Современные реалии трансформируют систему сложившихся институтов, где институт образования начинает играть ведущую роль, что сопряжено с новыми перспективами и рисками одновременно.

Литература
  1. Ручин В. А. Высшее образование и экономика знаний : постановка проблемы // Инновационная деятельность. 2015. № 3. С. 133–140.
  2. Мариносян Т. Э. Образование и прогнозирование в образовании в эпоху пост-пост… // Философские науки. 2016. № 11. С. 69–81.
  3. Резник Ю. М. Социокультурный подход как методология исследования // Вопросы социальной теории. 2008. Т. II, вып. 1, ч. 2. С. 305–328.
  4. Ионин Л. Г. Диффузные формы социальности (к антропологии культуры) // Социологические чтения. М. : Ин-т экспериментальной социологии, 1997. Вып. 2. С. 50–89.
  5. Данилевский Н. Я. Россия и Европа / сост. и коммен т. Ю. А. Белова ; отв. ред. О. Платонов. М. : Ин-т русской цивилизации, 2008. 816 с.
  6. Тульчинский Г. Л. Цифровая трансформация образования : вызовы высшей школе // Философские науки. 2017. № 6. С. 121–136.
  7. Орлов М. О. Экспертные стратегии в условиях становле ния цифрового общества. Саратов : ИЦ «Нау ка», 2018. 200 с.
Статус: 
одобрено к публикации
Краткое содержание (PDF): 
Текст в формате PDF: