Для цитирования:
Лаврова Ю. Б., Рахимбаева И. Э. Практико-ориентированная модель формирования абнотивности студентов колледжа искусств // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2021. Т. 21, вып. 1. С. 111-115. DOI: 10.18500/1819-7671-2021-21-1-111-115
Практико-ориентированная модель формирования абнотивности студентов колледжа искусств
В статье обсуждается актуальная проблема готовности к профессиональной деятельности студентов колледжа искусств с одаренными детьми. Очерчен круг проблем одаренных воспитанников в области обучения музыке, включающий в себя сложности адаптации к традиционным методам обучения, эмоциональную ранимость, трудности в общении и взаимопонимании ребенка со сверстниками и другие особенности психики. Выделено понятие «абнотивность» как необходимое качество личности педагога, мотивированного на работу с одаренными детьми, способного организовать специальные условия для этого и добиться продуктивного результата: воспитания личности музыканта-исполнителя с ярко выраженной субъектностью, креативностью, уникальностью. Определена структура абнотивности педагога, содержащая мотивационный, когнитивный, рефлексивный компоненты, а также такие сложные психологические образования, как эмпатия, социальный интеллект, актуальная креативность и надситуативная активность. Раскрыты преимущества разнообразных практико-ориентированных моделей обучения, используемых в колледжах. Представлена разработанная автором практико-орентированная модель формирования абнотивности студентов колледжа искусств. Дано краткое описание компонентов предложенной модели (целевой, диагностический, процессуальный, результативно-оценочный блоки), особенностей ее внедрения в Саратовский областной колледж искусств, полученных результатов в ходе экспериментального исследования.
- Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 53.02.05 Сольное и хоровое народное пение : приказ Минобрнауки России от 27.10.2014 № 1388 (зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2014 № 3499). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Кашапов М. М. Абнотивность как характеристика профессионализации мышления педагога // Вестник Удмуртского университета. 2019. Т. 29, вып. 2. С. 137-147.
- Адушева Ю. А. Психологические особенности абнотивности преподавателя вуза (исследование и формирование). Ярославль : ЯрГУ, 2004. 72 с.
- Лукьянова М. И., Губина М. В. Развитие абнотивности педагога // Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 5. С. 98–99.
- Иванычева Т. А. Практико-ориентированная (дуальная) модель подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена : методическое пособие. Тюмень : ТОГИРРО, 2017. 52 с.
- Hascher T. Veranderungen im Praktikum – Veranderungen durch das Praktikum : Eine empirische Untersuchung zur Wirkung von schulpraktischen Studien in der Lehrerbildung (Zeitschrift fur Padagogik, Beiheft; 51) urn:nbn:de:0111-opus-73678 Beltz 2006. S. 130-149.
- Алешников Е. А., Боруха С. Ю., Киреева О. А. Эффективность дуального обучения в системе подготовки кадров для отрасли искусств // Наука. Искусство. Культура. 2019. Вып. 2 (22). С. 119-129.