Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Перевозный А. В. Ответственность как качество личности: сущность, формирование, значение // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2021. Т. 21, вып. 1. С. 101-105. DOI: 10.18500/1819-7671-2021-21-1-101-105

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 18)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
37.017.7

Ответственность как качество личности: сущность, формирование, значение

Авторы: 
Перевозный Алексей Владиславович, Белорусский государственный педагогический университет имени М. Танка
Аннотация: 

В статье раскрывается значение ответственности для обеспечения безопасной окружающей человека среды. Поднятая проблема обусловлена противоречием между потребностью людей в безопасности и невозможностью ее во многих случаях удовлетворить из-за ненадлежащего выполнения работниками своих должностных обязанностей. Цель статьи –наметить способы решения указанного противоречия педагогическими средствами. Методологическую основу проведенного изыскания составляют системный, деятельностный, субъект-субъектный подходы. Раскрыты сущностные черты ответственного поведения, охарактеризованы предпосылки, обусловливающие формирование ответственной личности: макроуровневая (организация общественной жизни); семья и другие микрообщности; образовательные учреждения. Отмечается важность консолидации усилий всех субъектов педагогических воздействий для решения важной воспитательной задачи. Отражена роль отдельных принципов воспитания в формировании ответственной личности в прошлом и на современном этапе. Особое внимание уделено роли высшего образования в формировании ответственности, поскольку именно в университетской среде у студентов вырабатываются модели поведения, которые затем могут быть ими применены в общественной жизни, в быту, на производстве. Такой подход позволяет сугубо педагогическому вопросу придать социально значимый характер.

Список источников: 
  1. Ефремова Т. В. Современный толковый словарь русского языка : в 3 т. М. : АСТ, Астрель, 2006. Т. 2. 1160 с.
  2. Кондрашов В. А., Чекалов Д. А., Копорулина В. Н. Новейший философский словарь / под общ. ред. А. П. Ярошенко. Ростов н/Д : Феникс, 2008. 668 с.
  3. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. М. : ИКЦ «МарТ» ; Ростов н/Д : Издательский центр «МарТ», 2005. 448 с.
  4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. М. : Педагогика, 1989. Т. 2. 328 с.
  5. Емельянов Г. И. Деятельность СМИ в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций различного характера // Таврический научный обозреватель. 2017. № 12, ч. 2. С. 41–46.
Поступила в редакцию: 
11.03.2020
Принята к публикации: 
11.12.2020
Опубликована: 
31.03.2021