Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Крайнов А. Л. От гуманизма к постгуманизму: трансформация представлений о человеке в философской мысли // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2023. Т. 23, вып. 1. С. 15-19. DOI: 10.18500/1819-7671-2023-23-1-15-19, EDN: WEWZAM

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 32)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
101.1:316
EDN: 
WEWZAM

От гуманизма к постгуманизму: трансформация представлений о человеке в философской мысли

Авторы: 
Крайнов Андрей Леонидович, Саратовский государственный аграрный университет
Аннотация: 

Введение. Статья посвящена анализу представлений о человеке в современных философских течениях трансгуманизма и постгуманизма. Некогда высшая ценность и царь природы, человек-творец и повелитель мира превратился в многоликое и бесполое существо, утратившее пассионарность и претензии на лидерство. Теоретический анализ. Процесс дегуманизации, глобально заявивший о себе в информационном обществе, сформировал новую систему ценностей, в которой человек перестал восприниматься с позиций антропоцентризма и гуманизма как венец творения. В системе ценностей постгуманизма постулируется незавершенность человеческой эволюции. В современных реалиях этот трансгуманистический посыл реализуется в виде утраты человеком гендерной идентификации, стремления к слиянию в своем теле с нанобиотехнологиями и превращению в киборга, созданию своего цифрового двойника. Заключение. Система ценностей постчеловека совершенно отлична от традиционной человеческой ценностной системы. Ей чужды ценности семьи, материнства и детства, продолжения рода, она базируется на ценностяхтехногенной цивилизации и цифровой культуры. Постчеловек обеспокоен лишь своим собственным существованием и качеством технологий, с помощью которых оно поддерживается. Человек, воспетый гуманистами, постепенно уходит со сцены истории.

Список источников: 
  1. Шиловская Н. С. Гуманизм антропоцентризма и антропоцентризм без гуманизма // Вестник Мининского университета. 2014. № 1 (5). С. 11.
  2. Софокл. Трагедии. М. ; Л. : Academia, 1936. 231 с.
  3. Герои древнегреческих трагедий. URL: http://www.culturemass.ru/lemas-439-3.html (дата обращения: 14.07.2022).
  4. Чистякова О. В. Свобода воли и божественное предопределение в восточной и западной патристике в контексте ортодоксальных (сотериологических) и философских различий // Logos et Praxis. 2018. Т. 17, № 2. С. 6–15.
  5. Клайн М. Математика. Поиск истины. М. : Мир, 1988. 295 с.
  6. Энаф М. Маркиз деСад: Изобретение тела либертена. СПб. : ИЦ «Гуманитарная Академия», 2005. 448 с.
  7. Шиловская Н. С. От общества гуманизма к обществу трансгуманизма // Философия и общество. 2013. № 3 (71). С. 141–150.
  8. Многообразие полов. Зачем вводить 58 вариантов гендерной принадлежности. URL: https://aif.ru/society/people/mnogoobrazie_polov_
    zachem_vvodit_58_variantov_gendernoy_prinadlezhnosti
    (дата обращения: 14.07.2022).
  9. Горюнов И. А. Постмодерн: от интернета вещей к нейронету людей? // Философия хозяйства. 2018. № 3 (117). С. 92–103.
  10. Дятлов С. А. Искусственный интеллект как институт развития цифровой нейро-сетевой экономики // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2021. № 2 (128). С. 25–29.
Поступила в редакцию: 
11.07.2022
Принята к публикации: 
11.01.2023
Опубликована: 
31.03.2023