Образец для цитирования:

Сомова О. А. О возможности переживания опыта Другого в социально-феноменологической концепции Р. Занера // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Психология. Философия. Педагогика. 2020. Т. 20, вып. 2. С. 169-173. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2020-20-2-169-173


Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Рубрика: 
УДК: 
165.62
Язык публикации: 
русский

О возможности переживания опыта Другого в социально-феноменологической концепции Р. Занера

В статье анализируется проблематизация концепта Другого в социальной феноменологии. Изучение этой темы связано с решением двух взаимосвязанных вопросов: вопроса первостепенности проживания фигуры Другого и вопроса возможности переживания опыта Другого. Эти вопросы в феноменологии традиционно решаются при помощи двух противоположных друг другу подходов: перцептивного подхода М. Шелера или апперцептивного подхода А. Шюца, основанного на взглядах Э. Гуссерля. Установлено, что оба этих подхода содержат в себе противоречия и не дают исчерпывающих ответов, что и обосновывает актуальность данного исследования. В качестве альтернативного варианта решения задачи предлагается третий подход, который был сформулирован Р. Занером. В своей концепции он стремится избежать недостатков предшествующих решений и акцентирует внимание на взаимной расположенности субъектов в коммуникации. Ключевым понятием концепции философа становится «застигнутость», которая означает обнаружение Я самого себя в момент, когда Я становится объектом внимания Другого. Тем самым постулируется возможность единства переживания опыта в коммуникации, а также отмечается чужесть Я самому себе. Делается вывод, согласно которому проект Занера не решает проблему Я и Другого полностью, но позволяет пролить свет на не проясненные ранее аспекты поставленных вопросов взаимодействия Я и Другого в социальной феноменологии. Автором статьи предлагается альтернативный ход развития концепции «застигнутости», который позволит сделать ее более перспективной для дальнейшей разработки.

Литература

1. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга первая. Общее введение в чистую феноменологию. М. : Академический Проект, 2019. 489 с.
2. ДорофеевД. Ю.Феноменология интерсубъективности и сочувствия Макса Шелера. Предисловие к переводу работы МаксаШелера «Сущность иформысимпатии» (часть a, I-II) // HORIZON. Феноменологические исследования. 2017. № 2 (12). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomenologiya-intersubektivnosti-isoc... (дата обращения: 20.12.2019).
3. Шюц А. Избранное : Мир, светящийся смыслом. М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. 1056 с.
4. Zaner R. M. Sisyphus without Knees: Exploring the Self and Self-Other Relationships in the Face of Illness and Disability // The golden age of phenomenology at the New School for Social Research, 1954–1973. Ohio : Ohio University Press, 2017. Р. 291–302.
5. Waldenfels B. Topographie des Fremden. Frankfurt a/M : Suhrkamp, 1999. 227 S.
6. Левинас Э. Избранное : Тотальность и бесконечное. СПб. : Университетская книга, 2000. 416 с.
7. Бибихин В. В. Мир. Язык философии. СПб. : АзбукаАттикус, 2016. 448 с.
8. Черняк Н. А. О границах и возможностях респонзитивной феноменологии // Омск. науч. вестн. 2013. № 1 (115). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ogranitsah-i-vozmozhnostyah-responzivn... (дата обращения: 26.01.2020).
9. Агамбен Дж. Открытое. Человек и животное. М. : Изд-во Рос. гос. гум. ун-та, 2012. 112 с.

Статус: 
одобрено к публикации
Краткое содержание (PDF): 
Текст в формате PDF: