Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Другой

ПОИСКИ ЛОГОСА: МЕЖДУ ТЬМОЙ И СВЕТОМ

В  статье  в  диахронической  перспективе  осуществлена  попыт-
ка осмысления динамики становления философского концепта 
«Логос» в двух его ипостасях: тёмной и светлой – на разных эта-
пах развития философской мысли. Основное внимание при этом 
уделено философии Гераклита, а также рецепции понятия «Ло-
гос»  средневековой  христианской  теологией.  Намечена  струк-
тура каждой из форм Логоса, предложенная М. Мерло-Понти и 
А. Г. Дугиным. Удалось доказать, что идеи М. Мерло-Понти, каса-

ФУНКЦИЯ СМЕРТИ В БЕССОЗНАТЕЛЬНОМ: Ж. ЛАКАН О ТЕОРИИ З. ФРЕЙДА

В статье рассмотрена функция смерти в бессознательном на основе сравнительного анализа теорий З. Фрейда и Ж. Лакана. В данном контексте смерть рассматривается как множествен- ная и повторяющаяся, включенная в символический порядок обмена означающими. Сделан вывод о том, что способ, каким субъект обретает свою смерть, полностью определен тем порядком означающих, в котором функция смерти присутствует как один из модусов отноше- ний субъекта к Другому.

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА СОЦИАЛЬНОГО ПОРЯДКА

Феноменологический метод ориентирован не столько на изуче-
ние специализированных форм знания, например науки, сколь-
ко на «повседневное знание», реальность «жизненного мира»,
предшествующую всем теоретическим системам. Её основным
теоретическим источником безусловно является феноменология
Э. Гуссерля, переработанная А. Шюцем в феноменологическую
социологию. Процесс становления человека происходит во взаи-
мосвязи с окружающей средой. Социальный порядок – это чело-

Бытие человека как становление письмом

Цель статьи – рассмотреть понимание человеческого бытия через понятие «письмо», используя философские концепты Ж. Деррида и Ж.-Л. Нанси. Любое наше действие или мыслительный акт можно трактовать как письмо, располагающееся на поверхности касания, в зоне размыкания меня Другому. Наше бытие не «имеет смысл», а само становится смыслом будучи выписанным. Новизна статьи состоит в проблематизизации представления о Я. Будучи местным, потому всегда разным эффектом письма, Я тем самым оказывается фрагментарным, несводимым к какому-либо единству, лишенным самотождественности.

О возможности переживания опыта Другого в социально-феноменологической концепции Р. Занера

В статье анализируется проблематизация концепта Другого в социальной феноменологии. Изучение этой темы связано с решением двух взаимосвязанных вопросов: вопроса первостепенности проживания фигуры Другого и вопроса возможности переживания опыта Другого. Эти вопросы в феноменологии традиционно решаются при помощи двух противоположных друг другу подходов: перцептивного подхода М. Шелера или апперцептивного подхода А. Шюца, основанного на взглядах Э. Гуссерля.

Безумие в дискурсе «Другой» в современной философии

Введение. Статья посвящена разработке темы безумия в дискурсе «Другой» в эстетических и философских концепциях, использующих культурную модель безумия. Безумие рассматривается в качестве метаисторической категории культуры, исключенного языка в западноевропейской культуре, существующего вопреки языковому кодексу. Теоретический анализ. Для определения статуса безумия в современной философии автор обращается к исследованию феномена безумия в контексте дискурса «Другой».