Образец для цитирования:

Малкина С. М. Бытие человека как становление письмом // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Психология. Философия. Педагогика. 2020. Т. 20, вып. 1. С. 37-42. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2020-20-1-37-42


Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Рубрика: 
УДК: 
11+114+111.5
Язык публикации: 
русский

Бытие человека как становление письмом

Цель статьи – рассмотреть понимание человеческого бытия через понятие «письмо», используя философские концепты Ж. Деррида и Ж.-Л. Нанси. Любое наше действие или мыслительный акт можно трактовать как письмо, располагающееся на поверхности касания, в зоне размыкания меня Другому. Наше бытие не «имеет смысл», а само становится смыслом будучи выписанным. Новизна статьи состоит в проблематизизации представления о Я. Будучи местным, потому всегда разным эффектом письма, Я тем самым оказывается фрагментарным, несводимым к какому-либо единству, лишенным самотождественности. Мы пишем себя, но всегда кому-то (письмо интенционально). И этот кто-то также пишет нас – через чтение, так что механизм письма (чтения) оказывается единым актом. Тем самым выписываемая поверхность одновременно единит и разделяет субъектов. Субъект – не точка без места, а пространственная конфигурация поверхностей, представляющих собой геометрическое место своего вероятностного бытия. Необходимо снять оппозицию письма и стирания в связи с невозможностью письма без стирания, а стирания – без перезаписывания. Но стирание, разрывы есть и в самом письме, ведь оно является не только цепочкой знаков, но и конфигурацией пауз между ними. Так что субъект располагается не столько в самой ткани письма, сколько в разрывах этой ткани, оказываясь той онтологической нехваткой, которая и побуждает к письму. 

Ключевые слова: 
Литература
  1. Батай Ж. Внутренний опыт. СПб. : Аксиома, Мифрил, 1997. 336 с.
  2. Нанси Ж.-Л. Corpus. М. : Ad Marginem, 1999. 256 с.
  3. Нанси Ж.-Л. Бытие единичное множественное. М. : Логвинов, 2004. 272 с.
  4. Рясов А. Сырое слово. М. : Опустошитель, 2015. 240 с.
  5. Деррида Ж. О почтовой открытке от Сократа к Фрейду и не только. Минск : Современный литератор, 1999. 832 с.
  6. Лакан Ж. Этика психоанализа (Семинары : Кн. VII (1959–60)). М. : Гнозис ; Логос, 2006. 416 с.
  7. Деррида Ж. Письмо и различие. М. : Академический проект, 2000. 495 c.
Статус: 
одобрено к публикации
Краткое содержание (PDF): 
Текст в формате PDF: