Образец для цитирования:

Трищенко . А. О мотивации использования метода проектного обучения // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Психология. Философия. Педагогика. 2021. Т. 21, вып. 3. С. 349-353. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2021-21-3-349-353


Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Рубрика: 
УДК: 
378.14
Язык публикации: 
русский

О мотивации использования метода проектного обучения

В статье рассмотрены проблемы внедрения в профессиональное образование метода проектного обучения. Цель исследования состоит в выявлении ключевых факторов, мешающих полноценному использованию метода в образовательной практике. Методология исследования базируется на системном подходе и включает методы описания, сопоставления, интроспекции, сравнительного анализа, обобщения. Метод проектного обучения в полной мере отвечает задачам компетентностного подхода в профессиональном образовании. Для ряда направлений подготовки метод проектного обучения значим еще и тем, что позволяет продемонстрировать сформированность компетенций выпускника потенциальному работодателю, представив ему результаты проектной деятельности, в наиболее завершенном виде – результаты реализованного проекта. Сформулированы позиции субъектов, заинтересованных в результатах образовательного процесса и использовании данного метода как средства их достижения. Рассмотрены мотивы, которыми они руководствуются. Принятию метода проектного обучения участниками образовательного процесса – студентами, преподавателями, администрацией вуза – мешает отрицательная мотивация, явно преобладающая в краткосрочной перспективе. Формулируется вывод о том, что для фактического, реального, а не формального перехода к использованию метода проектного обучения необходимы меры не навязывания государством, а стимулирования участников образовательного процесса.

Литература
  1. Трищенко Д. А. Проектное обучение в вузе : направления поиска внешнего заказчика // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2020. № 2. С. 105–115. https://doi.org/10.18384/2310-7219-2020-2-105-115 
  2. Казун А. П., Пастухова Л. С. Практики применения проектного обучения : опыт разных стран // Образование и наука. 2018. Т. 20, № 2. С. 32–59.
  3. Arantes do Amaral J. A., Goncalves P. The Use of System Thinking Concepts in Order to Assure Continuous Improvement of Project Based Learning Courses // Journal of Problem Based Learning in Higher Education. 2015. Vol. 3, № 2. URL: http://dx.doi.org/10.5278/ojs.jpblhe.v0i0.1174  (дата обращения: 14.12.2020).
  4. Ravn O., Jensen A. A. PBL and the Postmodern Condition – Knowledge Production in University Education // Journal of Problem Based Learning in Higher Education 2016. Vol. 4, № 1. URL: http://dx.doi.org/10.5278/ojs.jpblhe.v4i1.1451  (дата обращения: 14.12.2020).
  5. Sanger Ph. A. Integrating Project Management, Product Design with Industry Sponsored Projects provides Stimulating Senior Capstone Experiences // International Journal of Engineering Pedagogy (iJEP). 2011. Vol 1, № 2. URL: 10.3991/ijep.v1i2.1682 (дата обращения: 30.11.2020).
  6. Трищенко Д. А. Метод проектов как средство оценивания компетенций студентов // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 2 (113). С. 81–89. https://doi.org/10.20323/1813-145X-2020-2-113-81-89  
  7. Alves A., Sousa R., Moreira F., Carvalho M. A., Cardoso E., Pimenta P., Malheiro T. M., Brito I., Fernandes S., Mesquita D. Managing PBL Difficulties in an Industrial Engineering and Management Program // Journal of Industrial Engineering and Management. 2016. № 9 (3). P. 586–611. URL: http://www.jiem.org/index.php/jiem/article/view/1816/772  (дата обращения: 30.11.2020). https://dx.doi.org/10.3926/jiem.1816  
  8. Домрачева С. А. Обучение преподавателей вуза проектно-ориентированному подходу как одно из условий развития современного вуза // Вестник Марийского государственного университета. 2017. Т. 11, № 3 (27). С. 20–26.
  9. Requies J. M., Agirre I., Barrio V. L., Graells M. Evolution of project-based learning in small groups in environmental engineering courses // Journal of Technology and Science Education. 2018. № 8 (1). P. 45–62. URL: http:// www.jotse.org/index.php/jotse/article/view/318/290  (дата обращения: 30.11.2020).
  10. Староверова Н. А., Андреева М. М., Шакирова Г. М. Исследование готовности студентов к участию в проектном обучении // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. URL: http:// www.science-education.ru/ru/article/view?id=14169  (дата обращения: 30.11.2020).
  11. Одарич И. Н. Проектная деятельность в образовательном процессе вуза // Научен вектор на Балканите. 2017. № 1. С. 18–21.
  12. Arantes do Amaral J. A. The dynamics of project-based learning extension courses: The “Laboratory of Social Projects” case study // Journal of Problem Based Learning in Higher Educatio. 2017. Vol. 5, № 2. P. 49–60. URL: https://journals.aau.dk/index.php/pbl/article/view/1582  (дата обращения: 30.11.2020).
  13.  Jones B. Good practice: Scaffolded, Collaborative Project-based Learning // Journal of the European Honors Council. URL: https://jehc.eu/index.php/jehc/article/ view/85 (дата обращения: 06.12.2020).
  14. Трищенко Д. А. Опыт проектного обучения : попытка объективного анализа достижений и проблем // Образование и наука. 2018. Т. 20, № 4. С. 132–152.
  15. Трищенко Д. А. О готовности преподавателей вузов к использованию метода проектного обучения // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. № 1 (37). С. 28–34.
Статус: 
одобрено к публикации
Текст в формате PDF: 

Generator XML for DOAJ