Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Курзаева Л. В. Интеграции акмеологического и проектного подходов для формирования конкурентоспособности будущих ИТ-специалистов в вузе // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2025. Т. 25, вып. 3. С. 233-238. DOI: 10.18500/1819-7671-2025-25-3-233-238, EDN: WOVKQN

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 74)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
004:378.091.3
EDN: 
WOVKQN

Интеграции акмеологического и проектного подходов для формирования конкурентоспособности будущих ИТ-специалистов в вузе

Авторы: 
Курзаева Любовь Викторовна, Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова
Аннотация: 

Введение. Проблема подготовки конкурентоспособных кадров не перестает быть актуальной со временем, а с учетом стремительного развития цифровых технологий и их интеграции во все сферы жизни вопрос формирования конкурентоспособности ИТ-специалистов стоит как никогда остро. Целью данной статьи является выбор и обоснование методологических подходов к формированию конкурентоспособности будущих ИТ-специалистов на уровне практико-ориентированной тактики реализации профессиональной подготовки в вузе. Теоретический анализ. Анализ научной литературы позволил выделить особенности среды профессиональной деятельности будущих ИТ-специалистов, а также методологические основания формирования их конкурентоспособности – акмеологический и проектный подходы, обладающие необходимыми возможностями для формирования искомого качетва личности. Приведена краткая характеристика каждого из подходов, сформулированы основные положения применительно к рассматриваемой проблеме исследования, определены аспекты интеграции и взаимодополнения выделенных подходов в отношении целей и задач рассматриваемого процесса, формирования компетенций, создания поддерживающей среды для интенсификации личностного роста, рефлексии и индивидуализации профессиональной подготовки. Заключение. Комплексное применение рассмотренных подходов к формированию конкурентоспособности будущих ИТ-специалистов в вузе позволяет определить на уровне практико-ориентированной тактики способы реализации необходимого педагогического воздействия для раскрытия профессионально-личностного потенциала обучающихся и формирования у них необходимых профессиональных и надпрофессиональных компетенций.

Благодарности: 
Автор выражают благодарность доктору педагогических наук, профессору Савве Любовь Ивановне за научное консультирование при подготовке исследования к публикации.
Список источников: 
  1. Зеер Э. Ф, Сыманюк Э. Э. Асимметричное профессиональное будущее современной молодежи // Педагогическое образование в России. 2013. № 4. С. 258‒263. EDN: RDQYKT
  2. Сайфулина К. Э., Корзунова Г. Л., Медведев В. А., Рытикова А. М., Чернышев Б. В. Принятие решения в условиях неопределенности: стратегии использования и исследования // Современная зарубежная психология. 2020. Т. 9, № 2. С. 93‒106. https://doi.org/10.17759/jmfp.2020090208, EDN: ARUOGL
  3. Климова Ю. О., Усков В. С. К вопросу подготовки кадров для ИТ-отрасли в условиях цифровизации // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2020. Т. 5, № 2. С. 222–231. https://doi.org/10.21603/2500-3372-2020-5-2-222-231, EDN: ECUQXR
  4. КлимоваЮ. О. Проблемыподготовки кадров в сфере информационных технологий // Проблемы развития территории. 2020. № 6 (110). С. 86‒105. https://doi.org/10.15838/ptd.2020.6.110.6, EDN: GSLAIE
  5. Поздеева С. Н., Зайчикова И. В. Вузовская подготовка IT-специалистов в современных условиях // Известия Байкальского государственного университета. 2024. Т. 34, № 1. С. 71‒77. https://doi.org/10.17150/2500-2759.2024.34(1).71-77, EDN: ENDMWR
  6. Микрюков А. А., Федосеев С. В. Актуальные вопросы повышения конкурентоспособности инженерной подготовки IT-специалистов для инновационной экономики // Научно-технические ведомости СанктПетербургского государственного политехнического университета. 2011. № 3 (121). С. 288‒292. EDN: ZNAZKX
  7. Еремина И. И., Лысанов Д. М. Практическая подготовка ИТ-специалистов в вузах в условиях цифровой экономики // Экономика и предпринимательство. 2024. № 6 (167). С. 1334‒1337. https://doi.org/10.34925/EIP.2024.167.6.275, EDN: PYGTKU
  8. Рабина Е. И., Дёрина Н. В. Влияние умения выпускников вуза организовывать свое время на уровень их конкурентоспособности // Гуманитарно-педагогические исследования. 2021. Т. 5, № 2. С. 22‒26. https://doi.org/10.18503/2658-3186-2021-5-2-22-26, EDN: AOBPEC
  9. Деркач А. А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. М. : РАГС, 1999. 392 с.
  10. Джига Н. Д. Акмеология созидания продуктивного субъекта образования // Преподаватель ХХI век. 2013. № 2. С. 149‒156. EDN: QCRYFF
  11. Антропова Л. И., Казикин А. В., Лешер О. В. Формирование коммуникативной креативности студентов вуза: организационно-содержательный компонент // Перспективы науки и образования. 2019. №3 (39). С. 119‒132. https://doi.org/10.32744/pse.2019.3.9, EDN: PITWXF
  12. Ляндау Ю. В., Буткевич А. С. Особенности управления ИТ-проектами // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2023. № 3 (129). С. 147‒154. https://doi.org/10.21686/2413-2829-2023-3-147-154, EDN: BRUBYK
  13. Уракова Е. А., Быстрова Н. В., Грашина П. А. Сущность проектного подхода в профессиональном образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 4 (69). С. 276‒278. EDN: OZJPEH
  14. Семенова Л. М., Качан В., Савва Л. Возможности и проблемы преподавания профессиональных модулей в период цифровой трансформации // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2022. Т. 11, № 2. С. 72‒77. https://doi.org/10.12737/2587-9103-2022-11-2-72-77, EDN: CCMDKF  
Поступила в редакцию: 
15.04.2025
Принята к публикации: 
21.07.2025
Опубликована: 
30.09.2025