Для цитирования:
Сухопарова О. А. Характеристики профессиональной направленности учителей общеобразовательных школ // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2019. Т. 19, вып. 3. С. 316-319. DOI: 10.18500/1819-7671-2019-19-3-316-319
Характеристики профессиональной направленности учителей общеобразовательных школ
В статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием, развитием и совершенствованием профессиональной направленности учителей. Проблема снижения мотивации у специалистов и отсутствия высокой профессиональной направленности прослеживается на разных этапах деятельности учителей – от обучения в вузе до возможного профессионального выгорания. Представлена методология исследования профессиональной направленности: дано ее родовое понятие, названы основные элементы. Приводятся результаты эмпирического исследования – уровней, вариативности и взаимосвязей между отдельными компонентами профессиональной направленности учителей. Обоснован выбор компонентов профессиональной направленности, выявлены достоверные взаимосвязи этих компонентов, произведено построение корреляционных плеяд, которое позволило по-новому взглянуть на выявленные особенности этих взаимосвязей. Отдельное внимание уделено включению в состав компонентов профессиональной направленности активности, проявляемой в процессе деятельности. С помощью коэффициентов регрессии определены независимые показатели в полученных взаимосвязях. Выдвинуто и обосновано предположение о наличии типов профессиональной направленности, имеющих разное происхождение, что является теоретической базой для разработки методики исследования данной направленности.
1. Брюхова Н. Г. Этика в индивидуальном психологическом консультировании акмеориентированного клиента // Психология. Теория и практика : альманах. Воронеж, 2012. № 1. С. 61–67.
2. Манойлов С. В. Мотивы и профессиональная направленность в профессиональной деятельности таможенников : дис. … канд. психол. наук. СПб., 2004. 167 с.
3. Лозовая Г. В. Методика изучения потребности в профессиональной деятельности // Психологические основы обучения и воспитания : материалы 28-й науч. конф. (Санкт-Петербург, 25–26 декабря 2001 г.). СПб., 2001. Вып. 6. С. 118–120.
4. Касаткина Н. Е. Психологические факторы профессионального самоопределения : дис. … канд. психол. наук. СПб., 2000. 136 с.
5. Жуков Ю. Ю. Методика исследования признаков познавательной активности студентов вузов физической культуры // Учен. записки ун-та имени П. Ф. Лесгафта. 2013. № 5 (99). С. 51–58.
6. Марищук В. Л., Блудов Ю. М., Серова Л. К. Психодиагностика в спорте : учеб. пособие для вузов. М. : Просвещение, 2005. 349 с.