Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Гоголь С. С. Генерализованная готовность как социально-психологическая установка личности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2024. Т. 24, вып. 1. С. 73-78. DOI: 10.18500/1819-7671-2024-24-1-73-78, EDN: FUDPMN

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 72)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
316.6
EDN: 
FUDPMN

Генерализованная готовность как социально-психологическая установка личности

Авторы: 
Гоголь Светлана Сергеевна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

Введение. Социальные вызовы современности обусловливают необходимость адаптации личности к стремительно меняющимся условиям. В качестве социально-психологического конструкта, способствующего эффективности такой адаптации, предлагается понятие «генерализованная готовность личности». Теоретический анализ. В статье рассмотрены отечественные и зарубежные работы, описывающие феномен готовности, а также близкие по содержанию конструкты: жизнестойкость, резильентность, толерантность к неопределенности; проведен сравнительный анализ этих понятий. Предложено понятие «генерализованная готовность личности» как установка, предполагающая предрасположенность к определенному социальному поведению и включающая когнитивный, мотивационный, эмоционально-волевой и поведенческий компоненты. Обоснована необходимость введения конструкта генерализованной готовности к широкому спектру социальных ситуаций, представляющего собой личностный ресурс, помогающий совладать с ситуацией социального вызова, неопределенности и сохранить самоэффективность в меняющихся условиях. Описаны основные содержательные характеристики генерализованной готовности личности. Заключение. Сформулировано определение генерализованной готовности личности как системы формируемых установок, ориентированных на эффективную жизнедеятельность в условиях неопределенности, проявляющихся в ситуации взаимодействия с Другими с учетом имеющегося опыта, самооценки, представлений о собственной компетентности и самоэффективности. 

Список источников: 
  1. Санжаева Р. Д. Готовность и ее психологические механизмы // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2016. № 2. С.6–16.
  2. Belavadi S., Hogg M. A. Social categorization and identity process in uncertainty management: The role of intragroup communication // Thye S. R., Lawler E. J., eds. Advances in group processes. Bingley : Emerald, 2019. Р. 61–77.
  3. Нестик Т. А., Журавлев А. Л. Психологические проблемы управления совместной деятельностью в условиях неопределенности // Mobilis in mobili: личность в эпоху перемен / под общ. ред. А. Г. Асмолова. М. : ЯСК, 2018. С. 226–244.
  4. Berger C. R., Bradac J. J. Language and social knowledge: Uncertainty in interpersonal relations. London : Edward Arnold, 1982. 151 p.
  5. Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А. Рефлексия множественности выбора в психологии межкультурных коммуникаций // Психологические исследования. 2015. Т. 8, № 40. URL: https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/561/299 (дата обращения: 17.09.2023). https://doi.org/10.54359/ps.v8i40.561
  6. Григорьева М. В. Компоненты социальной активности личности в ситуациях неопределенности и риска // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7. № 4. URL: https://mir-nauki.com/PDF/52PSMN419.pdf (дата обращения: 17.09.2023).
  7. Рягузова Е. В. Адаптационный сценарий иностранных студентов, обучающихся в России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 18, вып. 1. С. 63–73. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2018-18-1-63-73
  8. Иванчин С. А., Константинов В. В. Особенности адаптационной готовности к учебной деятельности иностранных студентов в условиях вузовского образования // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 4 (84). URL: https://disk.yandex.ru/i/_ueWzMb6RImlAw (дата обращения: 17.09.2023). https://doi.org/10.24158/spp.2021.4.13
  9. Шамионов Р. М. Адаптационная готовность личности – субъекта социального взаимодействия // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т. 15, вып. 4. С. 106–112. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2015-15-4-106-112
  10. Черноусова Т. В. Стратегии проживания ситуации неопределенности как предмет социально-психологическго анализа // Психология человека в образовании. 2022. Т. 4, № 4. С. 421–434. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2022-4-4-421-434
  11. Асмолов А. Г., Шехтер Е. Д., Черноризов А. М. Преадаптация к неопределенности: непредсказуемые маршруты эволюции. М. : Акрополь, 2018. 212 с.
  12. Ferguson M. J. On becoming ready to pursue a goal you don’t know you have: Effects of nonconscious goals on evaluative readiness // Journal of personality and social psychology. 2008. Vol. 95, № 6. Р. 12–68.
  13. Ferguson M. J., Wojnowicz M. T. The when and how of evaluative readiness: A social cognitive neuroscience perspective // Social and Personality Psychology Compass. 2011. Vol. 5, № 12. P. 1018–1038.
  14. Леонов И. Н. Толерантность к неопределенности как психологический феномен: история становления конструкта // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2014. № 4. С. 43–52.
  15. Freeston M. H., Tiplady A., Mawn L., Bottesi G., Thwaites S. Towards a model of uncertainty distress in the context of Coronavirus (COVID-19) // The Cognitive Behaviour Therapist. 2020. Vol. 13, article E31. https://doi.org/10.1017/s1754470x2000029x
  16. Hillen M. A., Caitlin M. G., Strout T. D., Smets E. M. A., Han P. K. J. Tolerance of uncertainty: Conceptual analysis, integrative model, and implications for healthcare // Social Science & Medicine. 2017. Vol. 180. P. 62–75. https://doi.org/10.1016/isocscimed2017.03.024
  17. Maddi S. R. On hardiness and other pathways to resilience // American Psychologist. 2005. Vol. 60, № 3. P. 261–262.
  18. Ненашева М. В. Феномен жизнестойкости в контексте глобальных вызовов современности // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2022. № 5. С. 69–76. https://doi.org/10.37482/2687-1505-V209
  19. Хоменко И. А. К вопросу о формировании резилентности у детей в условиях общеобразовательной практики // Вестник Герценовского университета. 2011. № 9. С. 30–35.
  20. Селиванова О. А., Быстрова Н. В., Дереча И. И., Мамонтова Т. С., Панфилова О. В. Изучение феномена резильентности: проблемы и перспективы // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 3. URL: https://mir-nauki.com/PDF/04PSMN320.pdf (дата обращения: 17.10.2023).
Поступила в редакцию: 
03.12.2023
Принята к публикации: 
12.01.2024
Опубликована: 
29.03.2024