Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Савина И. С. Формирование компонентов критического мышления курсантов в процессе изучения русского языка как иностранного // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2023. Т. 23, вып. 3. С. 359-364. DOI: 10.18500/1819-7671-2023-23-3-359-364, EDN: THGEMB

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 38)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
372.881.161.1
EDN: 
THGEMB

Формирование компонентов критического мышления курсантов в процессе изучения русского языка как иностранного

Авторы: 
Савина Ирина Станиславовна, Военный учебно-­научный центр Военно-воздушных сил "Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина" (филиал в г. Сызрань)
Аннотация: 

Введение. Одной из задач современного образования является формирование компетенций группы «Системное и критическое мышление». Теоретический анализ. В статье раскрывается значение понятия «критическое мышление», выделяются его компоненты и обосновывается значимость развития данного мышления курсантов подготовительного курса, так как именно в этот период закладываются навыки работы с научной литературой, написанной на русском языке. Эмпирический анализ. Указанные методы и приемы работы с дидактическим материалом, основанным на текстах дисциплин профессионального цикла, позволили повысить не только интерес к изучению русского языка, но и подготовить учащихся к аналитическому чтению учебников, способствующему развитию критического мышления. Заключение. Приводятся доводы, доказывающие значимость развития критического мышления военнослужащих, так как исследование научной и методической литературы позволили сделать вывод о формировании прежде всего грамматических навыков в процессе изучения языка как иностранного. На примерах заданий, формирующих и развивающих компоненты критического мышления, обосновываются методы, используемые в процессе изучения русского языка как иностранного, указываются цель и задачи изучения данной дисциплины. Статья носит рекомендательный характер, а ее актуальность обоснована требованиями образовательного стандарта специальности «Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов».

Список источников: 
  1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки – специалитет 25.05.04 «Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов»: приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 20 августа 2020 г. № 1083. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202009150033  (дата обращения: 14.06.2023).
  2. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. М. : Народное образование, 2005. 556 с.
  3. Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М. : Просвещение, 2011. 223 с.
  4. Халперн Д. Психология критического мышления : учебное пособие. СПб. : Питер, 2000. 512 с.
  5. Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. СПб. : КАРО, 2015. 144 с.
  6. Щукин А. Н. Методика преподавания русского языка как иностранного: учебное пособие для вузов. М. : Высшая школа, 2003. 334 с
Поступила в редакцию: 
10.03.2023
Принята к публикации: 
09.06.2023
Опубликована: 
29.09.2023