ФИЛОСОФСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕРХЧЕЛОВЕКА
Статья посвящена комплексному философскому определению
концепта «сверхчеловек», актуального для многих современных
философско-антропологических, аксиологических и культурфи-
лософских исследований. Прежде всего, в работе проводится
компаративный лингвосемантический анализ понятия «сверх-
человек» в его сравнении с немецким термином «Ubermensch».
Обосновывается мысль о непосредственной связи человека и
сверхчеловека, где последний выступает горизонтом антропо-
логической предельности в рамках определенного дискурса.
Выделяются локальные константы человеческой природы и осу-
ществляется их модельная реконструкция в измерении «сверх».
Делается вывод, что в основу определения сверхчеловека могут
быть положены принципы «номадической трансгрессивности»
и «антропологической иномерности», позволяющие говорить о
сверхчеловеке как неконстантной антропной единице, ассоци-
ированной с субъективно-консенсусным состоянием «сверх».
1. Беляев Д. А. Специфика лингвосемантического быто-
вания термина/понятия «сверхчеловек» в немецкой,
русской и английской языковых традициях // Фунда-
ментальные исследования. 2013. № 4. Ч. 2. С. 511–514.
2. Синеокая Ю. В. Рубеж веков : русская судьба Сверх-
человека Ницше // Фридрих Ницше и философия в
России : сб. ст. СПб., 1999. С. 58–74.
3. Гофман Т. В. Концептуализация пространства в се-
мантике предлогов : дис. … канд. филол. наук. М.,
2005. 179 с.
4. Гуревич П. С. Феномен деантропологизации челове-
ка // Вопр. философии. 2009. № 3. С. 19–31.
5. Сайкина Г. К. Трудно быть человеком… (Метафизиче-
ские маршруты человека). Казань, 2012. 428 с.
6. Беляев Д. А. Инварианты бессмертия и феномен сверхчеловека в контексте эволюции культуры // Истори-
ческие, философские, политические и юридические
науки, культурология и искусствоведение. Вопросы
теории и практики. 2011. № 8, ч. 4. С. 27–29.
7. Соловьев В. С. Соч. : в 2 т. М., 1988. Т. II. 822 с.
8. Визгин В. П., Пустарнаков В. Ф., Соловьев Э. Ю.
Нигилизм // Новая философская энциклопедия : в 4 т.
М., 2010. Т. 3. С. 84–85.