МИР-СИСТЕМА В КОНТЕКСТЕ ЛИБЕРАЛИЗМА
В статье анализируются проблемы теоретического проекта мир-
системы, выдвинутого представителями западной социологии в
1970-е гг., и противоречия его реализации в условиях глобали-
зации. Автор доказывает закономерность возникновения этого
проекта, апеллируя к «эффекту системности» сознания с раци-
ональной доминантой экстравертивного мышления в парадигме
классической философии. В то же время автор обращает внима-
ние на особенности формирования планетарной мир-системы в
контексте западного либерализма и неолиберализма. Ключевая
из них связана с риском движения к однополярному миру и при-
менения различных вариантов насилия, интенсивность которого
явно нарастает в настоящее время. Объясняя причины проявле-
ния этого риска, автор анализирует мировоззренческие осно-
вания «двух сторон медали» западного либерализма, истоком
которого, по его мнению, является возрожденческий «титанизм»,
выражающий, с одной стороны, стихийный индивидуализм Ре-
нессанса и его самокритику – с другой.
1. Мамардашвили М. К. Классический и неклассический
идеал рациональности. М., 1991. 90 с.
2. Харин А. Н., Панарин А. С. Традиция versus Глобализм // Цивилизационная миссия России. XI Пана-
ринские чтения. Пушкино, 2014. С. 244-253.
3. Энгельс Ф. Развитие социализма от утопии к науке //
Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения :
в 2 т. М., 1955. Т. 2. С. 83-145.
4. Панарин А. С. Искушение глобализмом. М., 2003.
493 с.
5. Панарин А. С. Православная цивилизация в глобаль-
ном мире. М., 2003, 496 с.
6. Панарин А. С. Стратегическая нестабильность в XXI
веке. М., 2003. 560 с.
7. Цивилизационная миссия России. XI Панаринские
чтения. Пушкино, 2014. 316 с.
8. Рожков В. П. Духовно-нравственные параметры
современного межкультурного диалога России
и Китая // Духовно-нравственные основы меж-
культурного диалога России и Китая в условиях
глобализации. Саратов, 2014. С. 6-46.
9. Лосев А. Ф. Эстетики Возрождения. М., 1978. 623 с.
10. Орлов М. О. Социальная динамика глобального
мира. Саратов, 2009. 256 с.