ВЗАИМОСВЯЗЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ ПЕДАГОГ
Изложены данные теоретического анализа проблемы педагоги-
ческой толерантности в соотношении с педагогическим тактом.
Представлены результаты исследования, направленного на выяв-
ление взаимосвязи педагогической толерантности и психических
состояний педагога. Для определения уровня педагогической
толерантности была использована авторская математическая
модель, в основе которой лежит компонентный анализ качеств
личности, входящих в содержание педагогической толерантно-
сти; психические состояния изучались с помощью методики «Са-
мооценка психических состояний» (Г. Айзенка). Выборка исследо-
вания состояла из 60 педагогов (женщин, средний возраст 27,9
лет). Показано, что педагогическая толерантность отрицательно
коррелирует с тревожностью, фрустрацией, агрессивностью и
ригидностью. Делается вывод, что для педагогической толерант-
ности важен самоконтроль, который формируется в результате
самовоспитания и саморазвития.
1. Братченко С. Л. Психологические основания иссле-
дования толерантности в образовании. URL: http://
hpsy.ru/public/x831.htm (дата обращения: 15.01. 2016).
2. На пути к толерантному сознанию / отв. ред. А. Г. Ас-
молов. М., 2000. 255 с.
3. Оллпорт Г. Природа предубеждения. Век толерант-
ности : науч.-публ. вестн. 2003. № 5. С. 25-32.
4. Дергач А. А., Зазыкин В. Г., Селезнева Е. В. [и др.].
Толерантность личности : характеристики, закономер-
ности, механизмы формирования. М., 2003. 197 c.
5. Голубева Н. М. Рефлексия как адаптивный ресурс лич-
ности // Теория и практика общественного развития.
2015. № 14. С. 145-147.
6. Фадеева Т. Ю. Педагогическая толерантность как
интегративное качество личности специалиста //
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология обра-
зования. Психология развития. 2013. Т. 2, вып. 4 (8).
С. 409-412.
7. Реан А. А. Психология адаптации личности. Анализ.
Теория. Практика. СПб., 2006. 479 с.
8. Страхов И. В. Психологические основы педагогиче-
ского такта. Саратов, 1972. 72 с.
9. Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека.
СПб., 2005. 412 с.
Фадеева Т. Ю. Математическая модель как диагно-
стический инструментарий для определения уровня
сформированности педагогической толерантности //
Изв. Сарат.ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психо-
логия. Педагогика. 2010. Т. 10, вып. 1. С. 97–101.