Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


person

ДУХОВНОСТЬ КАК ВЫСШАЯ ЖИЗНЕУТВЕРЖДАЮЩАЯ ЦЕННОСТЬ

Духовность в статье представлена в качестве высшей жизнеутверждающей ценности и онтологического основания бытия человека. Обосновывается идея, что процесс увеличения духовности в человеке не является автоматическим, не зависящим от воли и желания субъекта. Наоборот, он предполагает определенные усилия и «внутренний подвиг» на пути духовного развития и творческого культивирования духовных состояний человека. Делается вывод, что духовность – особый процесс, который в своей основе не отделен от существования человека и происходит в условиях реальной действительности.

ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ: РЕЛЯТИВИЗМ

Статья посвящена выявлению сущности релятивистского подхода к проблеме личностной идентичности и идентификации. В начале работы рассматриваются основные положения данного подхода как методологической базы философского исследования. Утверждается, что релятивистский подход связывается с идеями философов постмодернистов. Исходя из анализа постмодернистской идеи нарративности, а также произошедших в обществе трансформаций, автор делает вывод, что процесс личностной идентичности и идентификации сталкивается с весьма существенными трудностями и противоречиями.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ МОЛОДЕЖИ И СКЛОННОСТЬ К РИСКУ

В статье обсуждаются результаты анализа места и роли риска в системе социально-психологической адаптации представителей молодого поколения. Изучена структура социально-психологической адаптации во взаимодействии с готовностью и склонностью к риску.

СУБЪЕКТНЫЕ УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА И УСПЕШНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА В КОНТЕКСТЕ ВЕДУЩИХ ТЕОРИЙ ЛИЧНОСТИ

В контексте теорий личности А. Адлера, Г.С. Салливана, А. Маслоу, К. Роджерса и А. Бандуры выявляется система условий, значимых для профессиональной успешности субъекта научнопедагогической деятельности, анализируются представления «успешных» и «неуспешных» преподавателей высшей школы о факторах, необходимых для достижения профессионализма, рассматривается их обусловленность деятельностью подсистем психики в соответствии с функциональной моделью психики личности, разработанной Р.Х. Тугушевым

ТОПОСЫ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ

Статья посвящена выявлению функций пространства в жизненном пути личности. Центральное место в ней отводится концепту «топос». Выдвигаются адаптационный, ценностный и темпоральный горизонты исследования топосов личностного бытия, обсуждаются проблемы смысла жизни, анализируются феномены закрытого и открытого пространства, выясняется их влияние на жизненный мир личности.

СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ

В статье представлены результаты эмпирического исследования структурной организации саморегуляции. Показана специфика межфункциональных связей в структуре саморегуляции личности в зависимости от уровня субъективного благополучия.

СООТНОШЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ И ХАРАКТЕРИСТИК САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ СТОЛИЧНЫХ И ПРОВИНЦИАЛЬНЫХ ВУЗОВ

В статье обсуждаются результаты эмпирических исследований соотношения ценностей и характеристик самоопределения. Раскрываются сходство и различия ценностной сферы, соотношения ценности и доступности студентов столичных и провинциальных вузов. Излагаются результаты факторного (двухфакторное решение) анализа смысловой системы студенческой молодежи.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА "ОБУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ ОПЫТ" В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ДУХЕ МИРА

Рассмотрена проблема нехватки методических рекомендаций для воспитания толерантности в начальной школе. Предложена методика воспитания младших школьников в духе мира. Приведены примеры упражнений, разработанных на основе метода «обучение через опыт».

РИСК И ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО ЛИЧНОСТИ

Статья посвящена анализу риска, жизненного пространства личности и положения риска в этом пространстве. Утверждается, что личность представляет собой ценностный субъект, проявляющий себя в пространственно-временном континууме. Полагается, что личность изначально свободна и открыта, она конструирует себя в творческом акте. Риск понимается как событие, имеющее потенциально неблагоприятный исход. Из этого делается вывод, что риск становится сущностной характеристикой личности и показателем ее открытости и способности к самоконструированию.

ВЗАИМОСВЯЗЬ «СУБЪЕКТНЫХ» СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ И СКЛОННОСТИ К ЗАВИСТИ

В статье излагаются результаты исследования взаимосвязи субъектных свойств личности и склонности к зависти. Лица с выраженной субъектной позицией демонстрируют низкий уровень зависти по отношению к ситуативно значимым сферам превосходства другого. Выявлены множественные связи между склонностью к зависти посредством косвенной оценки и самооценки с субъектными свойствами личности.

Страницы