Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


CIVILIZATION

КОНФЛИКТ И ПОРЯДОК В ЦИВИЛИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУРАХ

Автор статьи изучает конфликты цивилизаций. Он считает, что причины этих конфликтов обусловлены ценностными ориентирами. Система ценностей одной цивилизации, по мнение автора, вступает в противоречия с системой ценностей других цивилизаций. В конце статьи делается вывод, что проблему конфликтов цивилизаций нужно рассматривать вместе с проблемами глобализации и модернизации.

ВЫСШИЕ ЦЕННОСТИ В СТРАТЕГИЯХ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

Статья посвящена анализу характеристик и противоречий гуманизма. Подчеркивается, что становление и вырождение гуманизма выступает основной причиной кризиса современного европейского сознания. Провозглашая ориентацию на человека, различные направления гуманизма отрицают объективность высших ценностей и переходят на позицию нигилизма. Разрушение представлений об объективности высших ценностей, подмена высших ценностей ценностями условными и преходящими разрушает цивилизационные основания христианских обществ и ограничивает их рост и развитие.

ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫЕ ПРАКТИКИ СОЦИУМА

В статье рассматриваются место и роль интерпретации как способа бытия субъекта социума, в частности, формируется представление о специфике интерпретации в процессе конституирования смысла социальных институтов. 

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ДЕСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ТРАДИЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

Статья посвящена анализу социально-философских оснований деструктивной деятельности человека. Даётся краткая характеристика различных концепций по данной проблеме, которые можно условно разделить на два направления. С одной стороны, природа деструктивности рассматривается как биологическая предрасположенность, а с другой - как социально детерминированная

Культура, цивилизация, религия в современном мире

Статья посвящена концептуализации в современном мире таких феноменов, как культура, цивилизация и религия с позиции институционального подхода. Поставленная задача включает в себя, во-первых, анализ этих явлений в рамках социально-философского измерения, во-вторых, осмысление религии, оказывающейся в центре цивилизационной идеологии, которая выражается в иудео-христианских ценностях на Западе и этике ислама на Востоке.

Цивилизационный подход: историко-философский анализ проблемы методологического ресурса

Статья посвящена анализу методологического ресурса цивилизационного подхода на современной фазе исторического процесса. Исходя из категориальной разработки понятия «цивилизация», автор выделяет две группы его социально-культурных характеристик: уникальные и универсальные. Первые отражают отличительные самобытные черты определенного исторического типа общества, исследуемого в социальном и культурном аспектах. Вторые представляют общие институциональные признаки цивилизационной формы общественной организации.

Конец истории: факторы и методологические параметры концептуализации идеи

В статье исследуется проблема построения концепций конца истории. Обращается внимание на антропогенный, социальный и исторический факторы возникновения и обострения интереса к теме конечности исторического процесса, отмечается проявление его в эсхатологических интенциях теологических постижений и философской рефлексии смыслов завершения пути человечества из прошлого в настоящее. Выявляется вариативная динамика в методологии философии истории, особенность которой на рубеже II–III тысячелетий просматривается в том, что доминирующими становятся цивилизационные проекты.

НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВАНИЯ СУБЪЕКТА МЕЖЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ДИАЛОГА РОССИИ И КИТАЯ

Статья посвящена проблеме субъекта межцивилизационнного диалога России и Китая. Автор доказывает методологическую и теоретическую правомерность применения цивилизационного подхода к решению задачи определения нравственных оснований подобного субъекта. Исходя из обозначенных методологических позиций, он проводит сравнительный анализ ценностных духовно-нравственных приоритетов культурных традиций России и Китая. За основу принимаются идея личности нравственно действующей силы В. С. Соловьева и идеал «благородного мужа» Конфуция.

ФИЛОСОФИЯ ОТТО ФРИДРИХА БОЛЬНОВА: СОЦИАЛЬНОЕ, ЭТИЧЕСКОЕ, ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ

Статья посвящена анализу этических и экзистенциальных оснований социального бытия человека на примере философии Отто Фридриха Больнова. Являясь по своей сути позитивным экзистенциализмом, эта философия направлена на позитивное восприятие общества и истории в их человеческом измерении. Основное понятие философии Больнова – «человечность». Речь идет о преодолении чувства опасности, страха и беззащитности в рискогенных условиях современной цивилизации и о создании «новой защищенности», которая раскрывается через понятия «родина», «надежда», «благодарность», «праздник».

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА ДЕТСТВА: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ

Социально-философская аналитика детства в его ретроспективной динамике охватывает две фундаментальные социально-философские проблемы – становление личности и семьи. Статья освещает результаты исследования феномена детства с использованием генеалогического, психоаналитического и цивилизационного подходов.

Страницы