Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


толерантность

СПЕЦИФИКА ПРОЯВЛЕНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ЕЕ ДЕТЕРМИНАНТ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ ТИПОВ ПРОФЕССИЙ

В статье рассматривается толерантность специалистов разных 
профессиональных  групп  как  элемент  общего  конструктивного 
профессионального  развития  субъекта  труда.  Целью  работы 
было  уточнить  определение  толерантности,  конкретизировать 
ее психологическое содержание относительно разных сфер про-
фессиональной  деятельности,  выявить  релевантные  психоло-
гические  характеристики  личности,  обеспечивающие  высокий, 
средний или низкий уровень ее проявления. Исследование бази-

ТОЛЕРАНТНОСТЬ И ДИСКУРСИВНАЯ ВЛАСТЬ

Статья  посвящена критике современной концепции «толерант-
ности».  Исследуется  дискурс  о  толерантности  как  средство 
власти,  выявляются  негативные  последствия  идеологии  «по-
литкорректности».  Идея  «толерантности»  стала  программой, 
которая  агрессивно  внедряется  в  сознание  объектов  идеоло-
гического воздействия с целью уничтожения ментальных основ 
сопротивления гегемонии западной цивилизационной модели. 
Концепция  толерантности  используется  как  механизм  подав-

ЭКСПЕРТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К РАЗЛИЧНЫМ СОЦИАЛЬНО-ВОЗРАСТНЫМ КАТЕГОРИЯМ

Представлена авторская методика экспертного исследования толерантности как субъективного отношения к «иным», включающая шкалы «Сотрудничество» (активное принятие), «Симпатия» (пассивное принятие), «Терпимость» (пассивное непринятие) и «Агрессия» (активное непринятие). Каждая шкала включает эмоциональный, познавательный (когнитивный), практический и «поступочный» компоненты. «Иной» рассматривается как совокупность внешнего облика, поведения, культуры и идеологии.

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД К СТАНОВЛЕНИЮ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В статье рассматриваются вопросы становления обучающихся и соответствие личностных результатов обучения требованиям Фе- деральных государственных образовательных стандартов всех уровней. Этнокультурный подход к становлению личности пред- полагает использование выработанных человеком ценностей национальных культур. Наиболее адекватны сущности и предна- значению этнокультурной составляющей процесса становления учащихся принципы культуросообразности, народности, диалога культур и толерантности.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА "ОБУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ ОПЫТ" В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ДУХЕ МИРА

Рассмотрена проблема нехватки методических рекомендаций для воспитания толерантности в начальной школе. Предложена методика воспитания младших школьников в духе мира. Приведены примеры упражнений, разработанных на основе метода «обучение через опыт».

ТОЛЕРАНТНОСТЬ В МЕЖКУЛЬТУРНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ: ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОЦЕДУРА ПОНИМАНИЯ

В статье раскрывается содержание эпистемологической процедуры понимания в межкультурном взаимодействии, проясняются когнитивные механизмы толерантности.

СУЩНОСТНЫЕ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

Cтатья посвящена исследованию сущности и компонентного состава межкультурных ценностных ориентаций, поэтому его объем и содержание раскрываются через анализ понятий, включенных в него или сопряженных с ним: «культура», «ценность», «ценностные ориентации», «межкультурное взаимодействие». 

Формирование толерантного отношения иностранных обучающихся к русской культуре в процессе эстетического воспитания

Введение. Воспитание толерантности интересовало ученых с давних времен. Еще в XVII–XVIII веках Дж. Локк, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо высказывались о терпимости между религиями, о равноправии и о праве на свободу мышления. В России зарождение понятия «толерантность» связано с именами Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. А. Ухтомского и др. Теоретический анализ. Сравнительный анализ понятия «толерантность» позволяет сделать вывод о том, что его следует определять с разных позиций.