Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Ясвин В. А. ЭКСПЕРТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К РАЗЛИЧНЫМ СОЦИАЛЬНО-ВОЗРАСТНЫМ КАТЕГОРИЯМ // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2016. Т. 16, вып. 2. С. 203-?. DOI: 10.18500/1819-7671-2016-16-2-203-215

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 6)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья

ЭКСПЕРТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К РАЗЛИЧНЫМ СОЦИАЛЬНО-ВОЗРАСТНЫМ КАТЕГОРИЯМ

Авторы: 
Ясвин Витольд Альбертович, Московский городской педагогический университет
Аннотация: 

Представлена авторская методика экспертного исследования толерантности как субъективного отношения к «иным», включающая шкалы «Сотрудничество» (активное принятие), «Симпатия» (пассивное принятие), «Терпимость» (пассивное непринятие) и «Агрессия» (активное непринятие). Каждая шкала включает эмоциональный, познавательный (когнитивный), практический и «поступочный» компоненты. «Иной» рассматривается как совокупность внешнего облика, поведения, культуры и идеологии. Представлены эмпирические данные исследования отношения старшеклассников к более младшим школьникам, к своим учителям, к родителям и старшим людям, к нормам и ограничениям поведения, к людям других национальностей и религиозных убеждений, к лицам противоположного пола, к маргинальным группам населения, к преступникам, к мигрантам, к инвалидам, а также к сторонникам нетрадиционного искусства

Список источников: 

1. Хараш А. У. Гуманитарная экспертиза в экстремальных ситуациях : идеология, методология, процедура // Введение в практическую социальную психологию / под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. М., 1996. С. 87–129.

2. Павлов И. С. Позиция, предмет и средства деятельности эксперта социокультурных (образовательных) систем // Экспериментальное образовательное пространство города Москвы : альбом по экспериментальной и инновационной деятельности Департамента образования города Москвы. М., 2005. С. 462–466.

3. Орлов А. И. Допустимые средние в некоторых задачах экспертных оценок и агрегирования показателей качества // Многомерный статистический анализ в социально-экономических исследованиях. М., 1974. С. 388–393.
4. Ясвин В. А. Экспертная методика «Индекс толерантности» // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. Сер. Психологические науки. 2007. № 2. С. 277–282.

5. Недорезова Н. В. Толерантность в межличностном общении старшеклассников : дис. … канд. психол. наук. М., 2005. 189 с.

6. Леонтьев Д. А. К операционализации понятий «толерантность» // Вопр. психологии. 2009. № 5. С. 3–16.

7. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. 226 с.

8. Ясвин В. А. Исследование толерантности в школе // Школьный психолог. 2009. № 20 (450). С. 17–32.

9. Рягузова Е. В. Репутация чужака как вид контекстной репутации личности // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т. 15, вып. 2. С. 48–53.

10. Штихве Р. Амбивалентность, индифферентность и социология чужого // Социология и социальная антропология. 1998. Т. 1, № 1. С. 41–53.