Для цитирования:
Савина И. С. Система упражнений для развития критического мышления иностранных курсантов (на материале содержания учебных пособий по специальным дисциплинам) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2025. Т. 25, вып. 4. С. 321-329. DOI: 10.18500/1819-7671-2025-25-4-321-329, EDN: WHEQYE
Система упражнений для развития критического мышления иностранных курсантов (на материале содержания учебных пособий по специальным дисциплинам)
Введение. Развитие критического мышления представляет собой важный аспект военного профессионального образования. Способность осуществлять критический анализ информации и применять различные подходы для решения поставленных задач практически реализуется не только в учебном процессе, но и в профессиональной деятельности. Теоретический анализ. Изучение научных публикаций по теме развития критического мышления и использования технологии его формирования позволило прийти к следующему заключению: проблема методического обеспечения учебного процесса профессиональной подготовки иностранных военнослужащих технической специальности практически не рассматривается, так как значительная часть научно-методических работ посвящена обучению студентов гуманитарных и экономических специальностей. Эмпирический анализ. Представлены результаты экспериментальной работы по использованию различных приемов, направленных на развитие критического мышления. Приемы были адаптированы к содержанию дисциплин профессионального цикла специальности 25.05.04 «Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов» с учётом того, что учащиеся являются иностранными военнослужащими и русский язык для них не родной. Заключение. Результаты показывают, что применение приемов, адаптированных к процессу подготовки иностранных курсантов, способствовало развитию аналитических навыков, которые нашли практическое применение в написании курсовых и дипломных работ.
- Айкина Т. Ю. Развитие критического мышления студентов технических специальностей в рамках дисциплины «Английский язык» // Вестник ТГПУ. 2014. № 4 (145). С. 149‒151. EDN: SCKTVT
- Дигтяр О. Ю. Использование технологии критического мышления в обучении иностранному языку студентов экономических специальностей // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 2 (75). С. 25‒27.
- Евстропова Н. С., Шайхутдинова Х. А. Развитие критического мышления в процессе самостоятельной работы по английскому языку студентов технического вуза // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2018. № 2. С. 89‒100. https://doi.org/10.18384/2310-7219-2018-2-89-100
- Загрядская Н. А. Использование газетных публикаций с целью развития критического мышления на занятиях по английскому языку в магистратуре // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 3 (64). С. 53‒55.
- Лукьянова М. И., Гмызина Г. Н., Старостина Н. Н. Развитие критического мышления студентов в процессе изучения иностранного языка // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8, вып. 2. С. 104‒112. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-2-104-112
- Трапезникова Г. А., Хабибуллина Ф. Я. Использование технологии критического мышления при обучении студентов языкового факультета общественно-политической лексике // Вестник Марийского государственного университета. 2017. Т. 11, № 2 (26). С. 45‒52.
- Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. М. : Народное образование, 2005. 556 с.
- Варлакова М. Л. Развитие критического мышления учащихся в процессе изучения физики: дис. … канд. пед. наук. Курган, 2016. 194 с.
- Энбом Е. А., Балабаева Н. П. Развитие критически рефлексивного мышления студентов посредством потенциала математических дисциплин в современном техническом университете // Карельский научный журнал. 2019. Т. 8, № 3 (28). С. 60‒64. https://doi.org/10.26140/knz4-2019-0803-0017
- Арефьева О. В. Разработка концептуальных требований к организации технологии развития критического мышления на современном уроке математики // Технология критического мышления в системе образования. М. : КМПО РАНХиГС, 2023. С. 48‒55.
- Озерова Т. С. Формирование компонентов критического мышления студентов горного вуза на основе интеграции математики и специальных дисциплин горного дела и геологии // Педагогическое образование в России. 2022. № 2. С. 68‒78. EDN: EBSXHW
- Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. СПб. : Каро, 2015. 144 с.
- Профессионально-педагогические понятия : словарь / под ред. Г. М. Романцева. Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. 456 с.