Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Савина И. С. Система упражнений для развития критического мышления иностранных курсантов (на материале содержания учебных пособий по специальным дисциплинам) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2025. Т. 25, вып. 4. С. 321-329. DOI: 10.18500/1819-7671-2025-25-4-321-329, EDN: WHEQYE

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 11)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
355.23-057.875-054.6
EDN: 
WHEQYE

Система упражнений для развития критического мышления иностранных курсантов (на материале содержания учебных пособий по специальным дисциплинам)

Авторы: 
Савина Ирина Станиславовна, Военный учебно-­научный центр Военно-воздушных сил "Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина" (филиал в г. Сызрань)
Аннотация: 

Введение. Развитие критического мышления представляет собой важный аспект военного профессионального образования. Способность осуществлять критический анализ информации и применять различные подходы для решения поставленных задач практически реализуется не только в учебном процессе, но и в профессиональной деятельности. Теоретический анализ. Изучение научных публикаций по теме развития критического мышления и использования технологии его формирования позволило прийти к следующему заключению: проблема методического обеспечения учебного процесса профессиональной подготовки иностранных военнослужащих технической специальности практически не рассматривается, так как значительная часть научно-методических работ посвящена обучению студентов гуманитарных и экономических специальностей. Эмпирический анализ. Представлены результаты экспериментальной работы по использованию различных приемов, направленных на развитие критического мышления. Приемы были адаптированы к содержанию дисциплин профессионального цикла специальности 25.05.04 «Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов» с учётом того, что учащиеся являются иностранными военнослужащими и русский язык для них не родной. Заключение. Результаты показывают, что применение приемов, адаптированных к процессу подготовки иностранных курсантов, способствовало развитию аналитических навыков, которые нашли практическое применение в написании курсовых и дипломных работ.

Список источников: 
  1. Айкина Т. Ю. Развитие критического мышления студентов технических специальностей в рамках дисциплины «Английский язык» // Вестник ТГПУ. 2014. № 4 (145). С. 149‒151. EDN: SCKTVT
  2. Дигтяр О. Ю. Использование технологии критического мышления в обучении иностранному языку студентов экономических специальностей // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 2 (75). С. 25‒27.
  3. Евстропова Н. С., Шайхутдинова Х. А. Развитие критического мышления в процессе самостоятельной работы по английскому языку студентов технического вуза // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2018. № 2. С. 89‒100. https://doi.org/10.18384/2310-7219-2018-2-89-100
  4. Загрядская Н. А. Использование газетных публикаций с целью развития критического мышления на занятиях по английскому языку в магистратуре // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 3 (64). С. 53‒55.
  5. Лукьянова М. И., Гмызина Г. Н., Старостина Н. Н. Развитие критического мышления студентов в процессе изучения иностранного языка // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8, вып. 2. С. 104‒112. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-2-104-112
  6. Трапезникова Г. А., Хабибуллина Ф. Я. Использование технологии критического мышления при обучении студентов языкового факультета общественно-политической лексике // Вестник Марийского государственного университета. 2017. Т. 11, № 2 (26). С. 45‒52.
  7. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. М. : Народное образование, 2005. 556 с.
  8. Варлакова М. Л. Развитие критического мышления учащихся в процессе изучения физики: дис. … канд. пед. наук. Курган, 2016. 194 с.
  9. Энбом Е. А., Балабаева Н. П. Развитие критически рефлексивного мышления студентов посредством потенциала математических дисциплин в современном техническом университете // Карельский научный журнал. 2019. Т. 8, № 3 (28). С. 60‒64. https://doi.org/10.26140/knz4-2019-0803-0017
  10. Арефьева О. В. Разработка концептуальных требований к организации технологии развития критического мышления на современном уроке математики // Технология критического мышления в системе образования. М. : КМПО РАНХиГС, 2023. С. 48‒55.
  11. Озерова Т. С. Формирование компонентов критического мышления студентов горного вуза на основе интеграции математики и специальных дисциплин горного дела и геологии // Педагогическое образование в России. 2022. № 2. С. 68‒78. EDN: EBSXHW
  12. Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. СПб. : Каро, 2015. 144 с.
  13. Профессионально-педагогические понятия : словарь / под ред. Г. М. Романцева. Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. 456 с.
Поступила в редакцию: 
11.03.2025
Принята к публикации: 
22.09.2025
Опубликована: 
25.12.2025