Для цитирования:
Bakina E. A. Genesis of the problem of digital communicative competence formation in a blended learning format in the period from 1950 to 1990 [Бакина Е. А. Генезис проблемы формирования цифровой коммуникативной компетенции в смешанном формате обучения в период с 1950 по 1990 год] // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2024. Т. 24, вып. 3. С. 332-336. DOI: 10.18500/1819-7671-2024-24-3-332-336, EDN: BXUQNE
Genesis of the problem of digital communicative competence formation in a blended learning format in the period from 1950 to 1990
[Генезис проблемы формирования цифровой коммуникативной компетенции в смешанном формате обучения в период с 1950 по 1990 год]
Введение. Цифровая трансформация науки и образования является стратегическим направлением государственной политики Российской Федерации, которая способствует качественным изменениям во всех сферах жизни, в том числе в научной и образовательной деятельности, поддерживает идею постоянного саморазвития и совершенствования навыков и умений. Цель цифровой трансформации заключается в стремлении достичь высокого уровня цифровой грамотности в высшей школе. Цифровая трансформация направлена на решение многих вопросов, в частности повышение уровня цифровых компетенций сотрудников и обучающихся образовательных организаций в режиме работы с новым форматом обучения. В связи с этим мы предлагаем рассмотреть генезис проблемы формирования цифровой коммуникативной компетенции в смешанном формате обучения. Теоретический анализ. Одной из востребованных компетенций в реалиях цифровой эпохи является цифровая коммуникативная компетенция, реализуемая в условиях смешанного формата обучения. В статье содержится периодизация генезиса проблемы формирования цифровой коммуникативной компетенции в смешанном формате обучения, выявлены главные тенденции на 2-м этапе ее развития, определены научные, теоретические, исторические, социально-культурные предпосылки. Заключение. Владение цифровыми компетенциями способствует повышению качества образования и продвижению цифровых инноваций в образовательной среде, так как максимально используется потенциал современных технологий.
- Arslanov R. A., Kerov V. V., Moseykina M. N., Smirnova T. M., Yakimenko B. G. Kratkiy kurs istorii Rossii s drevneyshikh vremen do nachala ХХI veka [A short course of Russian history from ancient times to the beginning of the ХХI century]. Moscow, Khranitel, 2007. 846 p. (in Russian).
- Yarulina G. B. The history of informatization of the national education system in the second half of 20th – early 21st centuries. Thesis Diss. Cand. Sci. (Hist.). Ufa, 2006. 26 p. (in Russian).
- Shchukin A. N. Competence or competency. Russkiy yazyk za rubezhom [Russian Language Abroad], 2008, no. 8, pp. 14–20 (in Russian).
- Khutorskoy A. V. Key competencies and educational standards. Eydos [Eidos], 2002, no. 2, pp. 58–64 (in Russian).
- Bozhko E. M., Ilner A. O. Competence-based approach in Russia and abroad: Historical and theoretical aspects. Mir nauki. Seriya: Pedagogika i psikhologiya [The World of Science. Series: Pedagogy and Psychology], 2019, no. 1, pp. 1–10 (in Russian).
- Homskiy N. Aspekty teorii sintaksisa [Aspects of Syntax Theory]. Moscow, Moscow State University Publ., 1972. 259 p. (in Russian).
- Hymes D. On communicative competence. Sociolinguistics. Harmondsworth, Penguin, 1972, pp. 269–293.
- Canale M., Swain M. Theoretical bases of communicative approaches to second language teaching and testing. Applied Linguistics, 1980, vol. 1, no. 1, pp. 1–47.
- Zimnyaya I. A., Mazaeva I. A. Communicative competency and speech activity. Eydos [Eidos], 2015, no. 2, p. 20 (in Russian).
- Bim I. L. The concept of a foreign language teaching system at different levels of consideration. Inostrannye yazyki v shkole [Foreign Languages at School], 2014, no. 4, pp. 56–66 (in Russian).
- Vyatyutnev M. N. The concept of linguistic competence in linguistics and foreign language teaching methods. Inostrannye yazyki v shkole [Foreign Languages at School], 2014, no. 4, pp. 67–76 (in Russian).
- Khutorskoy A. V. The model of competence-based education. Vysshee obrazovanie segodnya [Higher Education Today], 2017, no. 12, pp. 9–16. https://doi.org/10.25586/RNU.HET.17.12.P.09
- Curtis J. Graham, Ch. R. Bonk. The Handbook of Blended Learning Global Perspectives, Local Designs. San Francisco, Pfeiffer, 2006. 624 p.
- Steyker H., Khorn M. Smeshannoe obuchenie: ispolzovanie proryvnykh innovatsiy dlya uluchsheniya shkol’nogo obrazovaniya [Blended learning: Using breakthrough innovations to improve school education]. San Francisco, Jossey-Bass, 2015. 343 p. (in Russian).
- Blinov V. I., Esenina E. Yu., Sergeev I. S. Blended learning models: Organizational and didactic typology. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia], 2021, vol. 30, no. 5, pp. 44–64 (in Russian). https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30- 5-44-64
- Mokhova M. N. Active methods in blended learning in the system of additional pedagogical education. Thesis Diss. Cand. Sci. (Ped.). Moscow, 2005. 24 p. (in Russian).
- On the Approval of the strategic direction in the field of digital transformation of science and higher education: Decree of the Government of the Russian Federation of December 21, 20 no. 3759-p. Available at: https://docs.cntd.ru/document/727658114 (accessed February 10, 2024) (in Russian).