Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Bakina E. A. Genesis of the problem of digital communicative competence formation in a blended learning format in the period from 1950 to 1990 [Бакина Е. А. Генезис проблемы формирования цифровой коммуникативной компетенции в смешанном формате обучения в период с 1950 по 1990 год] // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2024. Т. 24, вып. 3. С. 332-336. DOI: 10.18500/1819-7671-2024-24-3-332-336, EDN: BXUQNE


Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 22)
Язык публикации: 
английский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
[004:37.01]+37(09)(470+571)
EDN: 
BXUQNE

Genesis of the problem of digital communicative competence formation in a blended learning format in the period from 1950 to 1990
[Генезис проблемы формирования цифровой коммуникативной компетенции в смешанном формате обучения в период с 1950 по 1990 год]

Авторы: 
Бакина Евгения Александровна, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина
Аннотация: 

Введение. Цифровая трансформация науки и образования является стратегическим направлением государственной политики Российской Федерации, которая способствует качественным изменениям во всех сферах жизни, в том числе в научной и образовательной деятельности, поддерживает идею постоянного саморазвития и совершенствования навыков и умений. Цель цифровой трансформации заключается в стремлении достичь высокого уровня цифровой грамотности в высшей школе. Цифровая трансформация направлена на решение многих вопросов, в частности повышение уровня цифровых компетенций сотрудников и обучающихся образовательных организаций в режиме работы с новым форматом обучения. В связи с этим мы предлагаем рассмотреть генезис проблемы формирования цифровой коммуникативной компетенции в смешанном формате обучения. Теоретический анализ. Одной из востребованных компетенций в реалиях цифровой эпохи является цифровая коммуникативная компетенция, реализуемая в условиях смешанного формата обучения. В статье содержится периодизация генезиса проблемы формирования цифровой коммуникативной компетенции в смешанном формате обучения, выявлены главные тенденции на 2-м этапе ее развития, определены научные, теоретические, исторические, социально-культурные предпосылки. Заключение. Владение цифровыми компетенциями способствует повышению качества образования и продвижению цифровых инноваций в образовательной среде, так как максимально используется потенциал современных технологий.

Список источников: 
  1. Arslanov R. A., Kerov V. V., Moseykina M. N., Smirnova T. M., Yakimenko B. G. Kratkiy kurs istorii Rossii s drevneyshikh vremen do nachala ХХI veka [A short course of Russian history from ancient times to the beginning of the ХХI century]. Moscow, Khranitel, 2007. 846 p. (in Russian).
  2. Yarulina G. B. The history of informatization of the national education system in the second half of 20th – early 21st centuries. Thesis Diss. Cand. Sci. (Hist.). Ufa, 2006. 26 p. (in Russian).
  3. Shchukin A. N. Competence or competency. Russkiy yazyk za rubezhom [Russian Language Abroad], 2008, no. 8, pp. 14–20 (in Russian).
  4. Khutorskoy A. V. Key competencies and educational standards. Eydos [Eidos], 2002, no. 2, pp. 58–64 (in Russian).
  5. Bozhko E. M., Ilner A. O. Competence-based approach in Russia and abroad: Historical and theoretical aspects. Mir nauki. Seriya: Pedagogika i psikhologiya [The World of Science. Series: Pedagogy and Psychology], 2019, no. 1, pp. 1–10 (in Russian).
  6. Homskiy N. Aspekty teorii sintaksisa [Aspects of Syntax Theory]. Moscow, Moscow State University Publ., 1972. 259 p. (in Russian).
  7. Hymes D. On communicative competence. Sociolinguistics. Harmondsworth, Penguin, 1972, pp. 269–293.
  8. Canale M., Swain M. Theoretical bases of communicative approaches to second language teaching and testing. Applied Linguistics, 1980, vol. 1, no. 1, pp. 1–47.
  9. Zimnyaya I. A., Mazaeva I. A. Communicative competency and speech activity. Eydos [Eidos], 2015, no. 2, p. 20 (in Russian).
  10. Bim I. L. The concept of a foreign language teaching system at different levels of consideration. Inostrannye yazyki v shkole [Foreign Languages at School], 2014, no. 4, pp. 56–66 (in Russian).
  11. Vyatyutnev M. N. The concept of linguistic competence in linguistics and foreign language teaching methods. Inostrannye yazyki v shkole [Foreign Languages at School], 2014, no. 4, pp. 67–76 (in Russian).
  12. Khutorskoy A. V. The model of competence-based education. Vysshee obrazovanie segodnya [Higher Education Today], 2017, no. 12, pp. 9–16. https://doi.org/10.25586/RNU.HET.17.12.P.09
  13. Curtis J. Graham, Ch. R. Bonk. The Handbook of Blended Learning Global Perspectives, Local Designs. San Francisco, Pfeiffer, 2006. 624 p.
  14. Steyker H., Khorn M. Smeshannoe obuchenie: ispolzovanie proryvnykh innovatsiy dlya uluchsheniya shkol’nogo obrazovaniya [Blended learning: Using breakthrough innovations to improve school education]. San Francisco, Jossey-Bass, 2015. 343 p. (in Russian).
  15. Blinov V. I., Esenina E. Yu., Sergeev I. S. Blended learning models: Organizational and didactic typology. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia], 2021, vol. 30, no. 5, pp. 44–64 (in Russian). https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30- 5-44-64
  16. Mokhova M. N. Active methods in blended learning in the system of additional pedagogical education. Thesis Diss. Cand. Sci. (Ped.). Moscow, 2005. 24 p. (in Russian).
  17. On the Approval of the strategic direction in the field of digital transformation of science and higher education: Decree of the Government of the Russian Federation of December 21, 20 no. 3759-p. Available at: https://docs.cntd.ru/document/727658114 (accessed February 10, 2024) (in Russian). 
Поступила в редакцию: 
16.02.2024
Принята к публикации: 
03.06.2024
Опубликована: 
30.09.2024