Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


структура

ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ ЗНАКА–ВЕЩИ В ВОЗЗРЕНИЯХ ДЖ. ЛОККА

Статья  посвящена  соотношению  знака  с  онтологическим  по-
лем вещи, выявлению структур языка. Дж. Локк рассматривает 
данную проблему, уделяя внимание коммуникативной и позна-
вательной стороне. Слово как знак, по его мнению, является от-
ражением  вещи,  выражением  первичных  и  вторичных  качеств. 
Локк подчеркивает важность эмпирической стороны в познании 
единичных вещей, так как это влияет на формирование простых 
идей. Знак при этом выражает единичное. Ошибки в общении, 

СТРУКТУРА АНАТОМИЧЕСКОГО ДИСКУРСА В КАРТИНЕ РЕМБРАНДТА ВАН РЕЙНА

В  статье  проводится  анализ  картины  Рембрандта  ван  Рейна 
«Урок анатомии доктора Тульпа». На ее примере раскрываются 
внутренние связи, имевшие место в отношении анатомических 
практик, характерных в период XVI–XVII вв. Автор использует ме-
тоды, сходные с кантианским методом конституирования транс-
цендентального субъекта, где знание необходимо соотносится с 
познающим субъектом, а также фукольдианский метод работы с 
дискурсом. Картина Рембрандта служит в этом случае не столь-

СТРУКТУРА АДАПТАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ЛИЧНОСТИ

В статье обсуждаются теоретические аспекты проблемы адап-
тационной  готовности  личности.  Предложено  оригинальное 
определение  адаптационной  готовности  как  состояния,  со-
провождающегося  психическим  напряжением,  позволяющим 
личности сохранить настрой на приспособление к значимой, с 
точки зрения реализации потребностей, ситуации, основанной 
на представлении о желаемом (успешном) её исходе, а также 
допустимых средствах и действиях, и раскрыта ее структура. 

ФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА ЭКСПЛИЦИТНОЙ ГРУППОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В США

Исследование представляет собой факторный анализ эксплицитной групповой идентичности американских респондентов. За основу для предложенной испытуемым анкеты был взят опросник Multigroup Ethnic Identity Measure (автор Дж. Финни). Выявлена степень влияния установленных факторов на этнокультурную идентичность.

КУЛЬТУРА, НАУКА И РЕЛИГИЯ В СТРУКТУРНОМ ПСИХОАНАЛИЗЕ ЖАКА ЛАКАНА

В своей статье автор рассматривает теорию структурного психоанализа Жака Лакана. В работе предпринимается попытка авторской интерпретации лакановских идей о культуре и ее формах, в частности, науки и религии.

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНОЙ КЛЮЧЕВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Универсальная компетентность как структурный элемент ключевых компетентностей рассматривается как интегративное свойство субъекта учебной деятельности. Определены четыре основных компонента универсальной ключевой компетентности: мотивационный, когнитивный, деятельностно-коммуникативный, рефлексивный. Данные составляющие универсальной компетентности теоретически исследованы во взаимосвязи с процессом мышления.

ЯЗЫК В КОММУНИКАТИВНЫХ СТРУКТУРАХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

В статье анализируются тенденции и закономерности развития языка как целостной информативной системы, с учетом определенного режима его существования как совокупности элементарных информационных составляющих языка (слов, знаков). Проводя параллель между информационными структурами, ? информационный процесс, информационная деятельность и информационная технология, ? и взаимосвязями между ними, через коммуникации можно вывести определенные режимы их существования.

ФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА "Я"-АСПЕКТОВ ЛИЧНОСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В США

Исследование представляет собой факторный анализ «я»-аспектов личностной идентичности американских респондентов. Испытуемым предлагался опросник AIQ-IIIx Aspects Identity Questionnaire (Дж.М. Чика и Л.Р. Троппа).

 

ГОРОД КАК САМООРГАНИЗУЮЩАЯСЯ НЕЛИНЕЙНАЯ СТРУКТУРА

Город рассматривается как сложная синергетическая самоорганизующаяся система, в которой когерентно действуют исторические, экономические, социально-политические, экологические и другие законы, обусловливающие своим совместным действием существование механизмов функционирования города вообще.

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ В СОВРЕМЕННОМ ФИЛОСОФСКОМ ДИСКУРСЕ

Проблема оснований математики напрямую затрагивает вопросы существования и онтологического статуса математического объекта и определяется содержанием двух основных противоборствующих методологических концепций – реализма и конструктивизма. Показано, что в основе их противостояния лежат диалектические отношения категориальных пар «единичное?общее», «субъект?объект», «сущность?явление». Рассмотрены пути преодоления возникших противоречий на базе идей современных школ конструктивного реализма, структурализма и натуралистического конструктивизма.

Страницы