Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


система

МИР-СИСТЕМА В КОНТЕКСТЕ ЛИБЕРАЛИЗМА

В статье анализируются проблемы теоретического проекта мир-
системы, выдвинутого представителями западной социологии в 
1970-е гг., и противоречия его реализации в условиях глобали-
зации.  Автор  доказывает  закономерность  возникновения  этого 
проекта, апеллируя к «эффекту системности» сознания с раци-
ональной доминантой экстравертивного мышления в парадигме 
классической философии. В то же время автор обращает внима-
ние на особенности формирования планетарной мир-системы в 

СИНЕРГЕТИЧНОСТЬ ШКОЛЬНЫХ ИНТЕРАКЦИЙ

В статье рассматриваются особенности организации сложной и открытой системы взаимодействий школьника и образовательной среды. Обосновывается возможность использования для раскрытия закономерностей функционирования данной системы некоторых положений синергетики.

ФЕНОМЕН ТЕАТРАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА: КУЛЬТУРФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

В статье анализируется театральное пространство как культурологическая категория, которая характеризуется временной, пространственной протяженностью, ценностными основаниями. Выделение в структуре театрального пространства двух пластов ? внешнего и внутреннего ? приводит к разделению заявленного феномена на два онтологических слоя - «театральное пространство» и «пространство театра». Обосновывается правомерность такого деления и дается анализ каждого слоя

ГОРОД КАК САМООРГАНИЗУЮЩАЯСЯ НЕЛИНЕЙНАЯ СТРУКТУРА

Город рассматривается как сложная синергетическая самоорганизующаяся система, в которой когерентно действуют исторические, экономические, социально-политические, экологические и другие законы, обусловливающие своим совместным действием существование механизмов функционирования города вообще.

МЕТАСИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

В статье анализируется феномен школьной адаптации с точки зрения системного и метасистемного подхода. Обосновывается выделение субсистем школьной адаптации, которая в школе представлена как часть более общей системы. Раскрыто содержание высшего уровня развития системы школьной адаптации - метасистемного уровня.

Феноменология «жизненного мира» воинской службы

В статье представлена характеристика воинской службы как системы с позиции социальной феноменологии, которая разделяет жизненный мир на несколько уровней, «жизненных миров». Ядро жизненного мира – телесный мир, психофизиологическое содержание индивида. Основными носителями культуры воинской службы являются офицеры. В условиях воинской службы особое значение имеют духовные ценности, традиции, убеждения, символы, так как они играют решающую роль в формировании личности военнослужащего.

Теория справедливого государства в философской концепции институционального человека

Антагонизмы в развитии современных социальных отношениях вновь делают актуальной проработку идеи создания комфортных условий жизни для человека в социуме. Это обстоятельство предполагает переоценить теорию справедливого государства в контексте философской концепции институционального человека, предметно осмыслив институциональную организацию социума, сопоставив ее с вариативностью задач современной демократии.

ПРИНЦИП ДИАХРОНИИ В ИССЛЕДОВАНИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

В статье рассматриваются методологические основания исследования социализации личности. Подчеркивается необходимость процессуального анализа инстанций личности с точки зрения обретения ими социального контекста. Раскрывается методологический принцип диахронии применительно к исследованиям социализации личности. Обозначаются контуры системно-диахронического подхода к социализации личности.

КОГНИТИВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФЕНОМЕНОВ

В статье с позиции системного подхода рассматриваются когнитивные аспекты социально-психологических феноменов на примере группового феномена конформизма. При анализе когнитивных аспектов групповых феноменов мы опираемся на свойство познавательных процессов – обратимость. Представлены результаты проведенного исследования, подтверждающие наличие когнитивной составляющей при формировании групповых феноменов. 

СПЕЦИФИКА ГУМАНИТАРНОЙ ПАРАДИГМЫ В ИССЛЕДОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Статья посвящена специфике гуманитарной парадигмы в исследовании профессионального мировоззрения специалиста в области физической культуры и спорта. Формирование профессионального мировоззрения специалиста в области физической культуры и спорта предполагает образование функциональной системы на основе ценностей физической культуры: здоровья, тела, движения, которые будет выражаться во всех сферах бытия.